16+
Пятница, 21 февраля 2020
  • BRENT $ 59.19 / ₽ 3800
  • RTS1535.81
13 января 2020, 13:16 ФинансыБанки, вклады и кредиты

ФАС проверит банки после жалоб малого бизнеса на рост тарифов

Лента новостей

Предпринимателей беспокоит рост стоимости расчетно-кассового обслуживания в банках. В антимонопольной службе не исключают, что потребуются изменения законодательства о банковской деятельности и борьбе с отмыванием денег

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 14:21

В «Опору России» поступают жалобы от малых предпринимателей, которых беспокоит рост стоимости расчетно-кассового обслуживания в банках. Под таким обслуживанием понимаются услуги юрлицам по некоторым операциям: выплате зарплат, приему платежей, переводам, инкассации и так далее.

Московское отделение «Опоры России» направило соответствующее письмо в Федеральную антимонопольную службу, пишет РБК. В ведомстве заявили, что оценят, по каким причинам повышаются тарифы, и, возможно, внесут поправки в закон. В «Опоре» считают, что в действиях банков есть признаки согласованности.

Тарифы растут под предлогом «борьбы с легализацией преступных доходов» (115-й федеральный закон), а на деле могут быть простым обогащением, считает эксперт московского отделения «Опоры России», управляющий партнер компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.

Сергей Гебель эксперт московского отделения «Опоры России», управляющий партнер компании «Гебель и партнеры» «Основной вопрос — это грабительские комиссии, связанные со 115-м ФЗ, когда при подозрительных операциях закрывается счет и остаток денежных средств можно снять с комиссией в очень большом размере — до 30% комиссии банк забирает. А второй вопрос — по необоснованному повышению платы за рассчетно-кассовое обслуживание. То есть вопросы, связанные, на мой взгляд, именно с возможностью и наличием каких-то пробелов в законе, которые позволяют банкам необоснованно обогащаться за счет предпринимателей. На мой взгляд, если банки прикрываются 115-м ФЗ, борьбой с легализацией и отмыванием денежных средств, то в таком случае было бы логично деньги проверять на входе, а не тогда, когда они или перечисляются физическим лицам, или уходят на расчеты. Что касается банковских операций расчетно-кассового обслуживания, то здесь себестоимость операций очень-очень низкая. Банки же взимают до десятков рублей за каждую платежку, к примеру, или ежемесячные платежи включают в себя различные виды комиссий в увеличенных размерах и доходят до десятков тысяч рублей за расчетно-кассовое обслуживание. Это тоже необоснованное применение, потому что закон позволяет такие тарифы устанавливать. Предприниматели оспаривают, судятся, но однозначной практики на сегодня еще не сложилось».

Как сообщили в агентстве Markswebb, в прошлом году обслуживание подорожало в популярных банках для малого и среднего бизнеса — Сбербанке, «Открытии», Тинькофф банке и Модульбанке. Сбербанк поднимал стоимость пакетов услуг трижды за год. Например, стоимость пакета «Большие возможности» выросла с 8,5 тысячи до 13 тысяч рублей. Дорожали переводы со счета юрлица на счет физлица. В «Открытии» росли комиссии за переводы физлицам: до 2 млн рублей — с 1,5% до 2%, до 5 млн рублей — с 2% до 3%. Тинькофф банк ввел комиссии на десяток платежей. Теперь за каждый платеж юрлиц организациям взимается по 29 рублей.

О том, как банки используют 115-й федеральный закон в своих интересах, рассказывает предприниматель из Уфы Константин:

«115-й ФЗ очень хорошо придуман, его подача как от государства была замечательная. Но банки его стали использовать с целью личной наживы: кто 10%, кто 15%. То есть я тебе отдам твои же деньги, но за минусом 15-20%. Говорят: отказано по 115-му ФЗ, уходите из нашего банка, вы нам не нужны, либо мы переведем вашему контрагенту, но за минусом 15-20%, либо переводите на свой же расчетный счет, открытый в другом банке, но тоже за минусом 15-20%. Вот пример. Вы продаете iPhone, вы мне отправляете «Почтой России» его, а я должен здесь получить его и оплатить стоимость iPhone. Вы получили на карту эти денежные средства, и вас блокирует как физическое лицо банк. Вы приходите и говорите: ребята, что за фигня? Они говорят: вы получили деньги от «Почты России», а «Почта России» тоже находится в 115-м ФЗ в списке. И доказывайте, что вы не верблюд, что вы продали iPhone, кучу документов принесите. Они найдут, до чего докопаться. Вот правительство наше говорит: давайте поддерживать малый и средний бизнес, а банки блокируют малый и средний бизнес».

С другой стороны, часто банки просто вынуждены выставлять заградительные тарифы, отмечает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков:

У банка есть два варианта: либо запретить открывать счета, либо ограничить, опять же, работу сомнительных, с его точки зрения, клиентов в этой кредитной организации. К сожалению, в эту ситуацию попадают и добросовестные организации. Банки действительно работают в рамках принятого законодательства, нормативных документов, и сейчас назрела, я думаю, пора для того, чтобы еще раз внимательно смотреть на эти все регуляторные решения, в том числе в рамках регуляторной гильотины. Возможно, нужно определенные решения отменить для того, чтобы не создавать проблем бизнесу.

А если возложить ответственность на банки за, скажем так, необоснованную блокировку и создание препон, то есть демотивировать их?

У банков нет никакой мотивации для блокировки счетов, для непроведения операций. Для банков важен каждый клиент, и чем больше клиентов, тем лучше банку. Они и так мотивированы в том, чтобы нормально проводить операции своих клиентов.

ФАС запросит документы от Банка России и кредитных организаций. Если ведомство выяснит, что действия банков по повышению тарифов согласованны, им грозят штрафы до 15% выручки, полученной от расчетно-кассового обслуживания.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию