16+
Суббота, 22 февраля 2020
  • BRENT $ 58.36 / ₽ 3739
  • RTS1524.71
20 января 2020, 06:47 Стиль жизниКино

Фильм «Айка» принес режиссеру Сергею Дворцевому награды, но не деньги

Лента новостей

Создатель картины, получившей приз в Каннах, может остаться без жилья из-за долгов перед Минкультом в размере 7,5 млн рублей

Сергей Дворцевой.
Сергей Дворцевой. Фото: Zuma\TASS

Кинорежиссер Сергей Дворцевой может остаться без жилья из-за долгов перед министерством культуры, сообщает «Медуза». Его фильм «Айка», получивший приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, не смог выйти в срок, установленный ведомством.

Теперь Дворцевому, который выступил в том числе и продюсером картины, нужно выплатить штраф в 7,5 млн рублей. Однако признанный в мире, но оказавшийся в черном списке Минкульта режиссер расплатиться не может, и теперь ему грозит суд.

Социальную драму о мигрантке из Киргизии, которая пытается выжить в Москве, снимали шесть лет вместо прописанных в договоре двух. Причина в том, что режиссеру во что бы то ни стало нужна была заваленная снегом Москва, и съемки затянулись. Использовать искусственный снег или синтепон Дворцевой не хотел — никакой фальши в фильме быть не должно.

Группа поехала в Мурманск, но отснятые кадры пришлось отправить в корзину — атмосфера северного города не похожа на Москву. Были и другие сложности, но результат впечатляющий — приз в Каннах за лучшую женскую роль, попадание в шорт-лист «Оскара» за лучший иностранный фильм.

Но мировое признание не имеет значения, когда встает финансовый вопрос. За нарушение сроков производства Дворцевой должен 7,5 млн рублей, которых у него нет. Картина принесла награды, но не деньги. В прокате «Айка» провалилась, да и когда авторское кино собирало полные залы? Кино — это штучный товар, говорит Сергей Дворцевой.

Сергей Дворцевой режиссер «Это искусство, это не кирпичный завод, где кирпичи надо строго в срок выдавать. Это все-таки сложный художественный фильм. Я, конечно, пытаюсь это как-то позитивно решить. Позиция Минкульта формальная совершенно. Мне говорят: «Извините, но вы подписали как продюсер эти бумаги. Значит, вы должны это сделать». Но все-таки надо как-то разбираться, какая картина, почему она задержана, какая ее художественная ценность. Важно, чтобы была воля это улаживать все-таки, когда такой штраф назначается коммерческой картине, тогда, может, это и имеет смысл. Но приравнивать картину коммерческую к артхаусной, как это можно? Я нахожусь все время в шоке чуть-чуть. Я никак не мог ожидать, что за такую картину я буду еще и в «списке позора». Еще предложение такое было из Минкульта, что продайте квартиру свою и отдайте штраф. То есть я фактически должен на улицу выйти, спать на вокзале».

Случаев, когда выход фильма задерживается, в истории мирового кинематографа предостаточно. Чарли Чаплин полностью переснимал «Огни большого города» после того, как показал картину фокус-группе.

Задержки невыгодны прежде всего продюсеру — увеличиваются затраты, теряется оборот, однако на это идут, потому что главное — результат, говорит продюсер, сценарист и режиссер Сергей Сельянов.

Сергей Сельянов продюсер, сценарист, режиссер «Продление сроков производства вообще не является никаким криминалом. Жесткость здесь совершенно неуместна, для меня она необъяснима. Да, конечно, если вообще ничего не делается, не производится в течение двух-трех лет, то, естественно, какие-то санкции вполне уместны и даже необходимы. Безответственность тоже нельзя поощрять. Если работа идет, то, как правило, эти задержки связаны с желанием режиссера, продюсера максимально качественно сделать картину. Такой армейско-командный способ управления кинематографом в этой части: не сдал в срок — получи гранату. Ответственные продюсеры и режиссеры не могут вот так: а, срок наступил, все, заканчиваем, тут мы не доделали и тут не доделали, ну срок же наступил, поэтому мы сдаем как есть».

Практика, когда деньги на фильм выделялись, но производство затягивалось, была раньше распространена. С приходом Владимира Мединского Минкульт установил жесткие рамки — два года на художественный фильм, год — на анимацию. Но отсрочку можно получить в случае, например, болезни режиссера или обстоятельств непреодолимой силы, говорит главный редактор портала Filmz.ru Александр Голубчиков.

Александр ГолубчиковАлександр Голубчиков главный редактор портала Filmz.ru«В случае с Дворцевым то, что не было снега, чтобы снимать определенные сцены, наверное, для Минкульта это должен быть вопрос переговоров. Для творческого человека отсутствие сроков может расслаблять. В советское время для авторов устанавливались какие-то сроки, может быть, не такие жесткие и публичные. Хотя история со «Сталкером» показательная. Фильм был снят неудачно, вся пленка пошла в брак. Из-за этого пришлось полностью переснимать картину. Это отложило сроки производства, но в результате режиссеру дали возможность реализоваться».

Сергею Дворцевому предлагали работать за рубежом, но он считает, что снимать нужно о жизни, которую лучше всего знаешь. Однако режиссер признался, что, если каждый раз он будет натыкаться на такие проблемы, ему придется уехать.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию