16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.35 / ₽ 8162
  • RTS1173.68
10 февраля 2020, 19:00 Компании

Бизнес-сообщество оценило инвестиционный климат в России в годовщину дела Baring Vostok

Лента новостей

На этой неделе суд вынесет решение о продлении домашнего ареста Майкла Калви

Сегодня годовщина дела основателя Baring Vostok Майкла Калви, который сейчас находится под домашним арестом по делу о растрате 2,5 млрд рублей в банке «Восточный». Уголовное дело против него было возбуждено после корпоративного спора за контроль над банком, который изначально контролировал фонд американского инвестора. В начале недели суд продлил его домашний арест до 13 мая.

Основатель компании «Рольф» Сергей Петров считает, что ситуация с инвестклиматом в России за год не изменилась, что вызывает сожаления.

«Дело Калви должно было быть давно переведено в какой-то арбитражный дискурс, но продолжают людей держать или под домашним, или под арестом в СИЗО. Чувствуется, что всем управляют люди, которые видят все не как бизнесмены. Для бизнес-климата всегда представляется такое, что лучше пусть мы кого-то не поймаем и не догоним, чем мы будем так чрезмерно ретиво трактовать каждый пункт негативно, преступно. Неумение держать баланс, неумение понимать, что более важно: насколько мы сейчас все страдаем от распущенности бизнеса или мы страдаем от произвола властей — вот это ключевая проблема. И бизнес в такой среде, конечно, может развиваться, но краткосрочный. Понятно, что он постепенно ухудшает все показатели, а всю экономику опускает вниз», — пояснил он.

По словам предпринимателя и инвестора Дмитрия Костыгина, отдельно дело Baring Vostok ничего так резко и сильно не меняет.

«Оно не было ни переломным, ни знаковым. Номер один вопрос — использование изоляторов, в том числе в экономических делах. Была всегда мера — подписка о невыезде из определенного региона. Она, в общем-то, вполне позволяет решать вопрос следствия. Общество имеет право сомневаться в деяниях каких-то своих членов, поэтому где-то применяться уголовное расследование, наверное, может. Вопрос в том, что должно ли оно так резко переламывать траекторию людей и компаний. Это для меня большой вопрос. Эхо какое-то над страной довлеет. Сложно сказать, откуда оно берется. Причем, это все по кругу ходит. Все друг друга пытаются посадить. Не знаю, это какие-то издержки воспитания. Все, кого ставили в угол и наказывали ремнем, проецируют это в виде изолятора. Поэтому, хештег — изоляторамнет», — настаивает он.

По мнению социального предпринимателя, основателя проектов PHILIN и Phoenix Advisors Рубена Варданяна, в 2019 году российский рынок показал достаточно серьезный рост по многим причинам, в том числе внешним, но в целом инвестиционный климат остается достаточно непростым.

«Главная причина — это то, что у нас серьезные проблемы в отношении частной собственности в обществе в целом. Потому что коммерческие споры, переходящие в уголовные дела, или огромное количество возможностей, так или иначе, в пользу механизма государственных органов для решения коммерческих споров, конечно, делают наш климат не очень привлекательным для долгосрочных проектов. Поэтому одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, — это то, что мы очень медленно и болезненно учимся уважать частную собственность, и то, что она является неприкосновенным фундаментом общества. И в этом смысле 2019 год был непростым»,— пояснил он.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков считает, что дело Калви повлияло на инвестиционный климат в России, но не критически.

«Инвестклимат же не измеряется в цифрах. Измеряется на уровне каких-то экспертных оценок. Бизнесменом некогда этим заниматься, но когда у них есть свободная минута, они встречаются, то обсуждают, конечно. Исправить ситуацию достаточно сложно. К сожалению, такие вещи забываются быстро, и инвесторами, в частности. К сожалению, ужасно в первый раз, а потом привыкаешь», — заявил он.

Доктор экономических наук, профессор экономики парижского университета Sciences Po Сергей Гуриев напомнил, что Майкл Калви и его партнеры — это крупнейшие инвесторы в новые несырьевые российские компании.

«Инвесторов, естественно, удивило, что, очевидно, гражданский спор вдруг превратился в уголовное преследование. Инвесторов удивило, что крупные инвесторы оказались за решеткой. Некоторые партнеры Майкла Калви до сих пор находятся за решеткой. В этом смысле, конечно, все это дело посылает целый ряд негативных сигналов российским и иностранным инвесторам. Но самое главное, конечно, то, что история с Майклом Калви подрывает возможности для бизнес-модели фондов прямых инвестиций. Каким образом нужно развивать новый бизнес в России? Нужно делать именно то, что делают фонды, которые расположены в России, которые понимают молодые российские компании, которые напрямую помогают этим компаниям расти. И для этого, конечно, лучше находиться в России, а не просто передавать деньги. И вот эта модель бизнеса, как оказалось в 2019 году, является физически опасной», — рассказал он.

Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко назвал дело Baring Vostok «черным пятном» на сфере прямых инвестиций.

«Был стабильный год в целом, в плане бизнеса. Компании здесь работали и работали достаточно успешно. С точки зрения портфельных инвесторов — очень выгодный год. Российские акции были среди лидеров в мире. Поэтому с точки зрения портфельных инвесторов — инвестиционный климат в России хороший. С точки зрения прямых инвестиций, с точки зрения условий работы на территории России, естественно, «черным пятном» оказалось дело Baring Vostok. И оно продолжает оставаться «гнойной раной». Особенно оно влияет на прямые инвестиции, на инвестиции инновационные. Частный капитал должен смотреть на эту ситуацию, а от этого радости никакой нет. Скорее страх, неуверенность, и еще один фактор риска, который прибавляется в России. Он отбивает желание инвестировать, конечно. Это простой факт», — констатировал он.

Основатель, председатель Совета директоров группы «Тинькофф» Олег Тиньков уверен, что теперь инвесторы боятся вести дела в России.

«Прискорбно то, что страдает все предпринимательское сообщество в России и страдает инвестиционный климат. Из-за этих копеек и маленькой сделки огромная Россия страдает от оттока капитала. Мы это знаем, Орешкин (Максим Орешкин — бывший глава Минэкономразвития России, ныне — помощник президента РФ — ред.) говорил. От того, что инвесторы боятся и не инвестируют. И задают на каждой встрече эти вопросы про Baring Vostok. Я не знаю по существу, кто из них прав, кто виноват. На самом деле виноваты оба, конечно. Как всегда в любом конфликте виноваты оба. Но это все очень плохо и, конечно же, уголовного дела тут не должно быть никакого, это должно все перейти в арбитраж. Нужно выпустить всех из тюрьмы и разбираться дальше в судах — кто победит. И об этой скандальной истории вообще забыть. Я надеюсь, тогда инвестиционный климат в России будет намного лучше», — заявил он.

Президент РСПП Александр Шохин указывает на то, что экономические дела должны рассматриваться в арбитражном суде.

«С одной стороны, дело, о котором мы говорим, не может быть отнесено в актив, касающийся благоприятной деловой среды. С другой стороны, позиция России в рейтингах Doing business Всемирного банка, например, продвинулась на три пункта. Раньше двигались более динамично, но продвинулись — позитив. Любое движение вперед можно рассматривать как большой успех. Мы рассчитываем на позитивные подвижки и на то, что спор, кто кому нанес ущерб, все это должно выясняться в судах арбитражных, это экономический спор. Урегулирование споров здесь, например, мировое соглашение, если бы оно было возможно, могло повлиять и на переквалификацию уголовного дела. Могли бы быть подвижки и перевод из под ареста под поручительство, или под залог, или под подписку о невыезде. Хотелось бы, чтобы спорящие субъекты проходили по всем этим ступенькам. Это касается не только Baring Vostok», — подчеркнул он.

По мнению первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка Олега Сысуева, за этот год существенных изменений в экономике, инвестиционном климате и защите бизнеса от силовых структур не произошло.

«Дело Калви, несмотря на то что оно очень громко на всех уровнях затрагивалось и обсуждалось, никоим образом на это не повлияло. Очевидно, это можно посмотреть даже по объему иностранных денег у нас на рынке. Они приходят исключительно как спекулятивные деньги. Долгосрочных инвестиций не прибавилось, но и не могу сказать, что они сильно убавились. Главный вопрос — это состояние и независимость судов. Главный вопрос — это защита бизнеса. И главный вопрос — это избыточность государства в экономике. Вот это главный вопрос», — пояснил он.

По словам уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, пока ситуация с инвестиционным климатом оставляет желать лучшего.

«Были и какие-то плюсы, но существенных, к сожалению, сегодня мы не очень видим результатов. Пока частный бизнес чувствует себя тяжело, это касается сегодня и административного, уголовного давления на бизнес, которое, к сожалению, продолжается. Хотя честно я должен сказать, что за декабрь месяц и за начало этого года у нас больше десятка случаев решения вопросов по предпринимателям. Это и изменение меры пресечения, и закрытие уголовных дел, и даже оправдательные приговоры в судах. Появились первые надежды, что оно будет снижаться. У нас же не одно дело Baring Vostok, у нас достаточно много дел, в которых мы сегодня и участвуем в судебных процессах, и помогаем предпринимателям. Другой вопрос, что экономические вопросы по-прежнему остаются. Финансовые инвестиции идут, а прямые инвестиции практически сегодня отсутствуют в Россию. Просто невыгодно. Доходность падает. Сегодня пока все складывается в достаточно невеселую картину», — отметил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию