16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.76 / ₽ 7980
  • RTS1129.50
19 февраля 2020, 19:43 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Турция продолжает грозить наступлением на Идлиб, в Москве это называют «худшим сценарием»

Лента новостей

Очередной этап российско-турецких переговоров об эскалации в Сирии закончился безрезультатно, а до дедлайна, озвученного Реджепом Эрдоганом, остается менее двух недель

Турецкая военная техника на пропускном пункте через турецко-сирийскую границу.
Турецкая военная техника на пропускном пункте через турецко-сирийскую границу. Фото: Khalil Ashawi/Reuters

Двойственный ультиматум Реджепа Эрдогана по Идлибу был озвучен на прошлой неделе. Во-первых, в случае гибели еще одного турецкого солдата Анкара пригрозила Сирии де-факто войной, обещав атаковать силы Дамаска по всем фронтам, «на земле и с воздуха». Временная заморозка линии фронта в Идлибе продлилась всего несколько дней, и на этой неделе сирийская армия заняла значительные территории к западу от Алеппо, отодвинув противников Асада на 20 километров от города. Пока первое условие Анкары удавалось соблюдать.

Второе требование турецкого лидера куда более амбициозно — сирийская армия должна в течение двух недель отступить из идлибской зоны деэскалации. По словам Эрдогана, до конца февраля турецкая армия намерена каким-то образом восстановить линию фронта, которая существовала осенью 2018 года: тогда было заключено сочинское соглашение, согласно которому Россия обязалась принять «все необходимые меры», чтобы предотвратить наступление на Идлиб. Как выразился 19 февраля президент Турции, турецкая операция в Идлибе — это «вопрос времени».

Сколько стоят предостережения Анкары? Отвечает руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.

Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований «Эмоциональность и импульсивность президента Турции хорошо известны, и выступить с очередными угрозами — это практика, которой он придерживается уже давно. Неоднократно он угрожал даже американцам перед своими операциями и в Африне, и в Манбидже, и на северо-востоке Сирии. Но на столкновение с американцами он не шел. В данном случае он четко понимает, что, в общем-то, именно Россия и ее ВКС непосредственно поддерживают сирийскую армию, и поэтому фактически он угрожает началу военного конфликта с российскими силами. Не думаю, что это в интересах Турции».

При этом и продолжение сирийского наступления на Идлиб может оказаться невозможным. Точная численность турецкой группировки в Сирии неизвестна, но ранее Анкара сообщила о переброске в регион дополнительных войсковых частей.

Остается перспектива новой сделки с новыми границами зоны деэскалации — но общий язык пока не найден. Как сообщил во вторник пресс-секретарь Эрдогана, Анкара была «не удовлетворена» условиями, предложенными Москвой в рамках четвертого раунда переговоров, и продолжает настаивать на демаркации в соответствии с сочинскими соглашениями. Гипотезы о дальнейшем развитии событий озвучивает главный редактор издания «Московский комсомолец в Турции» Яшар Ниязбаев.

Яшар Ниязбаев главный редактор издания «Московский комсомолец в Турции» «Если Турция не согласилась, и Россия, может быть, действительно почувствует эту позицию, хотя недавно было интервью турецкого посла, где он говорит: самая лучшая война — это война, которой не было. И достаточно припугнуть, чтобы поняли — ты действительно серьезно настроен. Мне кажется, сейчас Турция делает именно это. Другое дело, может быть, сейчас позиция Эрдогана как раз заключается в том, чтобы настроить всех так, что в какой-то момент они договорятся, что Асад не покидает эти территории, а Турция никогда не возвращает Идлиб или возвращает его только тогда, когда в Сирии [установится] демократия, когда [будет] новая конституция. По крайней мере, министр обороны так и сказал сегодня. Может быть, только тогда турецкая сторона скажет: тогда мы будем готовы уйти с этих территорий, но пока мы не уходим. И вот сейчас, может, будет такой «замороженный» Идлиб».

Москва настаивает, что сирийская армия имела право начать наступление на Идлиб, поскольку присутствующие там группировки регулярно атаковали позиции сил Асада. Как заявил в среду пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, операция Эрдогана против сирийской армии была бы «худшим сценарием», но исходить из неизбежности турецкого наступления пока не следует. Москва намерена продолжать переговоры с Анкарой, но планов о контактах Владимира Путина и Реджепа Эрдогана пока нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию