16+
Четверг, 13 августа 2020
  • BRENT $ 45.37 / ₽ 3317
  • RTS1323.53
26 марта 2020, 10:33 Финансы

Андрей Юматов: «Основной вопрос, которым озабочены сейчас клиенты, –– это сохранение своего благосостояния»

Лента новостей

По его словам, происходящие изменения не вызывают страха, но требуют тщательного переосмысления

Андрей Юматов.
Андрей Юматов. Фото: mkb private bank

Руководитель MKB Private Bank Андрей Юматов рассказал о том, что волнует состоятельных клиентов банка в условиях роста курсов валют и эпидемии коронавируса, готовы ли они на рискованные инвестиции и как сформировать идеальный портфель.

Говорим сегодня о панике, потому что поводов бояться, на самом деле, сегодняшняя реальность предоставляет нам огромное количество. Если хочешь, можешь бояться коронавируса, если хочешь, можешь бояться обвала нефтяных цен, соответственно, падения рубля и так далее. Вопрос, как в этом плане, в этом ключе в сегодняшних реалиях ведут себя обеспеченные россияне? Паникуют ли они? И если и боятся, то чего боятся больше: вируса или экономических проблем?
Андрей Юматов: Мы не видим никакой паники среди наших клиентов. Скорее люди пытаются адаптироваться к новой реальности. Эта реальность действительно связана не только с опасениями в отношении здоровья или в отношении своих финансов, но и, например, в ограничении перемещений между странами. Это абсолютно новая какая-то парадигма, как и изменение привычных графиков. Нельзя сказать, что эти изменения вызывают страх, но однозначно требуют переосмысления.
Однако что больше влияет на поведение ваших клиентов сейчас? Ограничения в перемещении, боязнь за здоровье или ситуация с курсом валют и ценой барреля?
Андрей Юматов: Я думаю, что основной вопрос, которым озабочены сейчас клиенты, –– это сохранение своего благосостояния. И под благосостоянием я подразумеваю не только материальную сторону вопроса –– деньги, но и какое-то душевное равновесие. Здесь, если говорить о комплексном благосостоянии, конечно же, волнуют вопросы сохранности сбережений и сохранности привычного образа жизни. Вот эти вопросы на первом месте у клиентов стоят.
Не замечаете ли вы, что у кого-то из клиентов, наоборот, просыпается аппетит к риску в этих условиях? Когда одно дело –– сохранить, а другое –– воспользоваться ситуацией? Меняется ли вообще как-то поведение с точки зрения инвестиционной стратегии?
Андрей Юматов: Безусловно, текущие рынки предоставляют интересные возможности для инвестирования. И многие клиенты интересуются, пора ли уже, достигли ли рынки дна или нет? Здесь наш совет заключается в том, чтобы подходить к ситуации трезво. На наш взгляд, предсказывать, достигли мы дна или нет, сейчас еще рано. В любом случае нужно продумать стратегию действий в отношении финансовых рынков, которая, на наш взгляд, заключается в том, чтобы четко определить, как должен выглядеть идеальный актив для приобретения, четко определить ту цену, которую клиент готов за это заплатить, и дальше ждать, когда эти две вводные совпадут, когда хорошие компании будут стоить действительно дешево. На мой взгляд, это вполне достижимая задача. Сейчас главное –– не спешить.
А как сейчас выглядит, исходя из состояния здесь и сейчас, максимально приближенный к идеальному портфель? Из чего он состоит, на ваш взгляд?
Андрей Юматов: Сложно сформулировать идеальный портфель, поскольку здесь очень важно учитывать отношение клиентов к риску. И сейчас, кстати, складывается интересный момент для того, чтобы клиенты на практике оценили свое отношение к риску вложений в финансовые рынки, поскольку в спокойной ситуации это упражнение носило скорее теоретический характер, а сейчас возможно на деле увидеть, насколько переоценка своих финансовых вложений позволяет людям спокойно спать и заниматься своими делами, сохраняя душевное равновесие.

Есть клиенты, которые более чувствительны к отрицательной переоценке, для них, конечно, идеальный портфель в большей степени должен состоять из консервативных инструментов, облигаций, причем облигаций высокого кредитного качества. И сейчас рынки позволяют формировать подобного рода портфели с хорошими доходностями, которые еще пару-тройку месяцев назад было себе трудно представить. Есть клиенты, которые, наоборот, имеют большую толерантность к риску. Для них покупка дешевых акций компаний, которые по-прежнему генерят хорошую выручку, работают с прибылью и имеют хорошие перспективы, будет представлять хорошую возможность для вхождения в рынок.

О чем вас чаще всего спрашивают ваши клиенты? Берем последние две-три недели. Один или три самых часто задаваемых вопроса.
Андрей Юматов: Первый вопрос: «Пора ли покупать»? Второй вопрос более риторический: «Когда же это все закончится»? Ну и третий вопрос, наверное, вытекает из второго: «Чем это все закончится»? Повторюсь, достаточно спокойно клиенты воспринимают ситуацию. Поэтому спокойствие в отношении своих основных сбережений и интерес к возможным вложениям с повышенными уровнями доходности –– вот комбинация тех чувств и эмоций, которые испытывают клиенты.
А меняется ли как-то ваше поведение как банка? Может быть, какие-то изменения в структуре работы? Опять-таки, та же самая удаленка: перевели ли вы своих специалистов полностью или частично или в этом плане сейчас у вас все стабильно, как и было месяц назад?
Андрей Юматов: То, что касается удаленки, –– это больше операционная часть, о ней тоже можно поговорить, но если мы затрагиваем взаимоотношения с клиентами, мы стараемся более проактивно общаться с клиентами по поводу их инвестиций на финансовом рынке. Связываемся со всеми, проговариваем, насколько они комфортно себя ощущают с теми инвестициями, которые уже были произведены. Проговариваем с ними возможные перспективы в отношении тех или иных активов.

Для нас очень важно в этот критический момент не терять связь с клиентами, быть всегда рядом с ними, чтобы они чувствовали, что не остаются один на один с этой ситуацией. Поэтому здесь мы проявляем гораздо большую активность во взаимодействии с клиентами, нежели в спокойное время. Второй момент –– мы клиентов больше ориентируем на взаимодействие с банком через удаленные цифровые каналы.

А насколько это свойственно для PrivateBanking?
Андрей Юматов: Это, безусловно, свойственно, но также клиенты привыкли к тому, чтобы давать поручение своим персональным менеджерам по телефону, в WhatsApp, не обременяя себя дополнительными усилиями по введению цифр или платежных реквизитов в мобильные приложения или в своем интернет-приложении. Обычно это всегда делалось в формате неформального поручения либо оплатить по уже привычным реквизитам, либо осуществить операцию на финансовом рынке. Сейчас для того, чтобы исключить необходимость визита в банк и подписания документов на проведение этих операций, именно цифровые каналы представляются более востребованными и оптимальными.

Что касается удаленки. Некоторые процессы мы перевели на удаленный доступ. Для нас это очень хороший опыт, который, во-первых, подтвердил эффективность наших процессов, поскольку только хорошо налаженный процесс можно вот таким образом перемещать из офиса в дистанционные каналы. Во-вторых, это подтвердило хорошие внутренние системы IT, которые позволили это оперативно реализовать. И с точки зрения защищенности каналов доступа, и с точки зрения самого программного обеспечения, которое позволяет, не теряя эффективности и скорости быстродействия, реализовывать все те же самые операции в удаленном доступе.

Для нас это очень интересный опыт, который потом в спокойном формате нужно будет переосмыслить, и может быть, часть функций, которые сейчас перевели в удаленный доступ вынужденно, при спокойном рассмотрении ситуации останется на удаленном доступе.

И все-таки главный совет: как вести себя и что делать в это непростое время?
Андрей Юматов: Единственное, что хотелось бы добавить, это пожелать всем ощущения благополучия, спокойствия в этой ситуации. Безусловно, не терять самообладания и заботиться о здоровье своем и близких.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию