16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8017
  • RTS1128.26
2 февраля 2010, 13:27 МакроэкономикаФинансы

Швейцария заманивает инвесторов

Лента новостей

Благодаря низким налогам Швейцария привычно выигрывает в борьбе за привлечение в свою юрисдикцию крупного транснационального бизнеса. Между тем, борьба идет не только на международном уровне, но и внутри страны

Благодаря низким налогам Швейцария привычно выигрывает в борьбе за привлечение крупного транснационального бизнеса в свою юрисдикцию. Фото: malias/flickr.com
Благодаря низким налогам Швейцария привычно выигрывает в борьбе за привлечение крупного транснационального бизнеса в свою юрисдикцию. Фото: malias/flickr.com

Благодаря низким налогам Швейцария привычно выигрывает в борьбе за привлечение в свою юрисдикцию крупного транснационального бизнеса. Между тем, борьба идет не только на международном уровне, но и внутри страны, где кантоны спорят между собой в налоговой привлекательности, пишет The Wall Street Journal.

С 1960-х годов тон в этой борьбе задавал Цуг, который выбрали для размещения офисов такие известные гиганты, как Johnson & Johnson, Burger King и Siemens. По мере того как Цуг исчерпывает потенциал недвижимости и офисных площадей, меньшие кантоны по соседству активнее включаются в игру. «В Цуге много лет назад было принято очень правильное решение, что необходимо иметь конкурентоспособную налоговую систему. Теперь можно наблюдать ту же тенденцию среди соседних кантонов, пытающихся привлечь бизнес», — говорит партнер PricewaterhouseCoopers Джорджес Майер (Georges Meyer) в Цюрихе.

На международном уровне Швейцария конкурирует с такими странами как Ирландия, Нидерланды, Великобритания и Германия. Среди основных привлекательных факторов — развитая инфраструктура, эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности, наличие ведущих исследовательских университетов, но действительно огромным преимуществом являются низкие налоговые ставки.

При этом в Швейцарии именно кантоны, которые обладают гораздо большей самостоятельностью, чем штаты США, играют определяющую роль в борьбе за крупных корпоративных налогоплательщиков, пишет The Wall Street Journal. Две трети совокупной суммы налогов взимается на кантональном уровне; кантонам также обладают значительной автономией в установлении социальных сборов и платежей, выдаче разрешений на ведение бизнеса, регулировании строительства.

Федеральный налог на доходы корпораций в Швейцарии составляет 8,5%. На уровне кантонов могут устанавливаться собственные налоговые ставки. С учетом средних кантональных и местных налогов, средняя ставка налога на доходы корпораций в Швейцарии составляет 21,2%, по сравнению с примерно 30% в Германии и 25,5% в Нидерландах, подсчитали аналитики KPMG.

Согласно данным отчета KPMG (Corporate and Indirect Tax Rate Survey 2009), в 2009 году самые низкие ставки налогов на доход корпораций в Швейцарии были зафиксированы в кантонах Обвальден и Аппенцель-Ауссерроден (12,5%). При этом в стране предусмотрены определенные льготы, например, для холдинговых компаний. При льготном режиме фактическая ставка налога у компании в Швейцарии может быть существенно снижена — до минимального уровня 5%. Кроме того, в некоторых регионах компания может получить налоговые каникулы на период вплоть до 10 лет, отмечает KPMG.

Корпорации, со своей стороны, стараются оптимизировать налоговую нагрузку и активно переносят деятельность в региональные офисы. По данным консалтинговой компании McKinsey & Co., за период с 1998 по 2008 год в Швейцарии было открыто более 180 региональных штаб-квартир крупных международных компаний. Только в последние годы сюда переехали Kraft, Procter & Gamble, Yahoo, Google. Офисы и представительства в Швейцарии есть у более чем 150 американских компаний.

В 2007 году в Цуге было создано 1600 новых компаний, сообщает The Wall Street Journal. В прошлом году, когда многие компании временно приостановили планы переноса бизнеса из соображений экономии, этот показатель был примерно вдвое меньше, но представители кантона ввиду экономического спада считают такую динамику удовлетворительной.

Между тем Цуг становится жертвой собственных успехов, пишет The Wall Street Journal, не хватает офисных и жилых площадей.

«Если мне кто-то скажет, что намерен здесь работать через год со штатом в 500 человек, и что необходима площадь недалеко от железнодорожной станции, я не смогу обеспечить эти требования», — признает Ганс Марти (Hans Marti), глава совета по экономическому развитию Цуга. Так, сообщает The Wall Street Journal, несколько лет назад гигант потребительского рынка компания Unilever создала региональное подразделение цепи снабжения в Шаффхаузене, потому что не удалось найти необходимые площади в Цуге, где раньше частично размещалось это направление.

Внутренняя конкуренция обостряется. В 2006 году Обвальден установил свою ставку на уровне 12,7%, ниже, чем в Цуге. Теперь Кантон Шаффхаузен в 2008 году вдвое сократил корпоративный налог (до 16%) и делает акцент на доступность частного жилья и близость к аэропорту Цюриха, до которого всего 30-минут пути.

Женева, также являющаяся ключевым направлением для крупных компаний, пытается привлечь в свою юрисдикцию хедж-фонды, сохраняя относительно низкие ставки налога на доходы физических лиц по сравнению с другими крупными городами за пределами Швейцарии. Например, в Великобритании ставка для лиц с доходом свыше 150 тысяч фунтов стерлингов в год (240 тысяч долларов) была повышена с 40% до 50%. Для сравнения, в Швейцарии состоятельные налогоплательщики выплачивают около 35%.

И хотя многие хедж-фонды предпочли остаться в Лондоне, по данным источников The Wall Street Journal, по крайней мере два крупных участника рынка планируют перенести офисы в Женеву: BlueCrest Capital Management и Brevan Howard Asset Management с объемом активов в управлении соответственно 17 млрд долларов и 27 млрд долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию