16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.64 / ₽ 8248
  • RTS1184.70
8 июня 2020, 17:40 Компании

Сохранить или заработать?

Лента новостей

Как найти баланс между рисками и доходностью в условиях кризиса

Фото: BFM.ru

Обозреватель Business FM Михаил Задорожный узнал у старшего вице-президента РОСБАНК L’Hermitage Private Banking Дмитрия Енукова и генерального директора компании «Московские Партнеры», профессора ВШЭ Евгения Когана, достигнуто ли экономическое дно, как лучше использовать свободные средства и почему у России появился шанс выйти из кризиса с минимальными потерями.

Михаил Задорожный: С начала года рынки лихорадит. В январе мы узнали о новой инфекции в Китае, вызванной коронавирусом. Потом выяснилось, что вирус появился и в других странах. В США и Европе, по примеру КНР, стали вводиться карантинные меры. Март — крах американского рынка. В начале того же месяца развалилась сделка ОПЕК+, что спровоцировало грандиозное падение нефтяных цен. И хотя с 1 мая действует новое соглашение об ограничении добычи нефти, недавно мы увидели отрицательные цены фьючерсов на WTI.

Много что было, и мало позитивного. Некоторые уже сравнивали нынешний кризис с Великой депрессией. Сейчас рынки стали восстанавливаться, но мы видим новое развитие конфликта США и Китая. А медики не исключают второй волны коронавируса осенью-зимой. Мне кажется, радоваться рано, до стабильности нам еще далеко. Согласны?

Дмитрий Енуков: В марте мы видели падение, эмоции, предсказания, что снизится раза в два-три рынок. Не случилось. Апрель: крах на нефти, цены на Brent — ниже 20 долларов, американский — ниже нуля. Сейчас — 35-36 долларов, то есть краха не случилось. Это повод покупать и повод говорить, что все прошло? Конечно, нет. Повода полностью уходить из консервативных активов в акции тоже нет. У нас на глазах тема США и Китай. Это очень большой риск. У нас в июле отчетность за второй квартал американских компаний, это тоже риск. Поэтому говорить о том, что все прошло и все стабильно, наверное, нельзя. У нас сложилось впечатление, что часть рынка смотрит вперед, дает прогнозы на рост экономики в этом году, снятие ограничений, восстановление производства. Это, естественно, двигает людей на покупки. Колоссальные меры по поддержке экономики в США, Европе, и понятно, что на этом фоне люди покупают. Это нормально.

Другая часть рынка не включает дальний свет, игроки смотрят на более близкие истории. У нас есть падение спроса в отраслях, у нас есть разрыв цепочек взаимодействия у компаний, у нас есть много ограничений. Эти факторы еще долго будут влиять на умы инвесторов и ограничивать дальнейший рост. Мы подошли к очень важному моменту, уже вполовину отыграв падение. В целом мы допускаем, что летом будет коррекция рынка на 10-15%, это нормальный, по идее, итог такого роста за последние несколько месяцев — рынок очень вырос за март — апрель и, частично, в мае. Здесь вопрос, что будет дальше? А дальше нужно здраво думать о своем портфеле. Поэтому здесь, возможно, надо балансировать между этими новостями. Какое-то движение дальнейшее вперед — это история конца лета и дальше. Мы очень позитивно смотрим на конец года по фондовым рынкам американским, европейским. Летом, скорее всего, немножко будем снижаться, после такого сильного роста.

Михаил Задорожный: Но нас пугают второй волной пандемии, которая может быть будет, а может, и не будет осенью-зимой. Евгений, что думаете об этом?

Евгений Коган: Вы знаете, ощущение полного когнитивного диссонанса. Правая половина мозга, которая отвечает за разум и логику, говорит о том, что рынки не должны быть такими оптимистичными. Причем оптимизм этот как на рынке акций, так и на рынке долгов. Вот я смотрю, что начали проседать цены на золото. Что это значит? Это значит, что, скорее всего, инфляции не будет, а статистика показывает, что инфляционные ожидания, несмотря на всю гигантскую сумму средств, которые напечатаны, не привели пока к инфляции, что логично, потому что народ пока особо не тратится, все поджимаются. Моментально все посмотрели на великолепные, сумасшедшие доходности по огромному количеству бондов и побежали покупать. У меня уже клиенты несколько дней пытаются какие-то бонды купить. Честно говоря, цены, бывает, просто убегают. Например, вчера люди пытались купить бонды с погашением в 2050 году, новые, «Боинга», отличный, кстати, инструмент, тогда он давал более 5,5% годовых доходность.

Михаил Задорожный: В Росбанке тоже видят признаки того, что оптимизм растет, и люди готовы больше рисковать, чем пару месяцев назад?

Дмитрий Енуков: Да. На фоне того, что все понимают, что, скорее всего, дно прошло — это гораздо проще с точки зрения ментального блока идти в рынок. Качество диалога с клиентами сейчас выросло в разы. Это связано не только с тем, что ставки стали низкие, и это вынуждает клиентов к нам идти и спрашивать, что дальше делать с деньгами. Это еще и некая эволюция понимания клиента в плане диверсификации портфеля. Это хорошее явление, когда клиент готов рассказывать о себе, о своих желаниях, опасениях, рисках и планах на жизнь.

Естественно, кризис подтолкнул людей к действиям. Наверное, все еще раз посмотрели на свои портфели текущие, на депозиты, ОФЗ, облигации, акции. Вопрос очень простой: правильное ли сейчас отношение между этими активами? Понятно, что полностью уходить в риск — это, наверное, неправильно. Депозиты — совершенно нормальный инструмент в рублях до сих пор, хоть и теперь есть налоги со следующего года, все равно для нас это хороший элемент. Облигации Минфина в долларах и евро — тоже хороший элемент, но, естественно, от него можно отталкиваться дальше по каким-то более интересным историям, по акциям, это и прямой выход на рынок, это структурные решения, которые мы делаем с помощью наших коллег из группы Societe Generale. Это преимущество нашего банка.

Михаил Задорожный: Тут, на самом деле, вопрос балансировки портфелей. Растут IT-компании, интернет-компании, но у меня такое ощущение, что тот же Zoom, например, — это мыльный пузырь. Поэтому чем балансировать? Многие говорят, что нужно покупать долг, желательно рублевый.

Евгений Коган: Ну, во-первых, два слова по поводу вообще России. У России очень маленькие были долги до кризиса, они станут меньше в пропорции относительно других стран. У огромного количества стран долг станет больше, здесь можно поругаться на тему, что могли бы увеличить свой долг и немного покормить народ, но это отдельная тема, мы сейчас с вами не в политику играем. Но благодаря тому, что наши власти зажали кубышку и не торопятся ее распечатывать, у России будут очень сильные стартовые позиции после кризиса. Второй момент: наши ценные бумаги безумно дешевые. Это происходит за счет нашего замечательного инвестиционного климата и за счет санкций.

Фактор санкций сегодня уходит на второй план. Есть более bad guys, чем мы, как выясняется, и упор будет сделан на них. Нам повезло в этот раз стоять немножко в стороне. Соответственно, деньги, я думаю, будут идти на наш рынок, и процесс снижения ставок будет тащить на рынок новых и новых инвесторов. И наконец, наш корпоративный долг, вы правы. Опять же, нашим корпорациям не давали занимать, опять же, кризис. Как говорится, не было бы радости, да несчастье помогло.

Михаил Задорожный: Вопрос Дмитрию. В целом по общению с клиентами вы наблюдаете в Росбанке тенденцию к тому, что они перемещаются в рубли?

Дмитрий Енуков: Традиционно, клиенты, которые больше тяготеют к валюте, они в ней и остаются по разным совершенно причинам. Это и бизнес, и расходы, и опасения дальнейших потрясений. Это совершенно нормально. Здесь уже вопрос к банку дать им инструмент к работе с валютой, потому что не все в долларах сидят, есть еще и евро, франки, фунты. Меньше, естественно, пропорции, но тем не менее, они есть. По рублям, понятно, что у клиентов сейчас две истории в голове помещаются с трудом, это ставки 5% и ниже. Вторая история очень важная — это налоги по депозитам. В России еще предстоит понять, что доходность портфеля депозитного будет минус 13%. Мы уже общаемся с клиентами, делаем семинары, объясняем с помощью наших партнеров, что будет дальше. В рублях есть инструменты. Это депозиты, это облигации. Да, мы не показываем сейчас клиентам, скорее всего, облигации третьего эшелона — это риск в текущей ситуации. Я бы подождал бы еще квартал-два, посмотрел бы на компании, что у них будет с отчетностью. Поэтому сейчас в рублевых облигациях доходность, которую мы показываем на портфелях, — это 5-7%. Дальше для меня уже риск. Лучше я сделаю структурный продукт для клиента более безопасный по эмитенту, чем облигации третьего эшелона.

Михаил Задорожный: Когда мы говорим о привлекательности рублевых инструментов, мы понимаем, что сейчас у нас она все еще достаточно высокая, если сравнивать с Европой и США. Вот этот благоприятный для рубля период из-за относительно высокой ставки ЦБ сколько продлится? Потому что Набиуллина ясно дала понять, что будет снижать.

Дмитрий Енуков: Давайте так: еще полгода есть у инвесторов, чтобы успеть войти по текущим ставкам. Облигации, я думаю, это будет вопрос качества эмитента, там будет еще доходность оставаться долго. Но если инвесторы интересуются таким спокойным активом, то сейчас нужно, наверное, действовать. Либо делать депозит на длинный срок, три года, ОФЗ, облигации первый, второй эшелоны. Третий нужно аккуратно выбирать, там действительно могут быть проблемы, 2008 год нас научил этому. Поэтому — не ждать до осени, июнь-июль будет снижение ставки существенное, в конце года мы, наверное, увидим еще дальнейшее движение.

Михаил Задорожный: Что бы вы сейчас посоветовали тем, кто думает о том, куда вложить свои деньги. Не профессионально, а по-человечески?

Евгений Коган: Заканчивается карантин, в ряде стран уже закончился. Я тоже сейчас не в Москве. В той стране, в которой я нахожусь, уже все по магазинам бегают. Что наши любимые будут делать первым делом, когда выйдут из карантина? Первое, понятно, пойдут к косметологу, а второе — побегут купить какую-нибудь тряпку, потому что женщина без этого не может, это нормально. У нее носить нечего, потому что ничего нового. Соответственно, я думаю, что ретейл-сектор начинает сейчас быть интересным. Посмотрите, как растут последние дни тот же самый Gap и Levi Strauss тот же самый вырос сильно. Все вот эти компании очень неплохо себя чувствуют, начинают расти их акции. Тема вторая, в долгую: что станется с тем же Exxon Mobil, «Лукойлом», Chevron? Да ничего с ними не будет. По большому счету, они подкупят конкурентов задешево — это для примера, я не говорю, что именно так случится. Occidental Petroleum из-за огромного количества долгов будет иметь проблемы, тот же Exxon Mobil подберет все, что сладко, поэтому не верю в их проблемы, а верю в то, что потихоньку их котировки будут расти. Они еще не достигли высоких уровней.

Дмитрий Енуков: Во-первых, кризис текущий напомнил, что нужно правильно относиться к портфелю, к накоплениям. Если кризис застал врасплох кого-то — это нормально. Но это не повод бросить все. Это повод подумать, что дальше, куда инвестировать, в какие классы активов. Если говорить об отраслях, то я полностью согласен с Евгением. Мы вот здесь сейчас смотрим и на нефтяные компании, и на нефтесервисные компании, которые очень упали. И я думаю, что с ними будет все в итоге нормально. Коммунальные компании качественные, финансовые компании. Второе, если у вас есть сомнения в том, что вы можете сделать качественный портфель — идите к специалисту, к инвестиционному консультанту, их сейчас много, и общайтесь, рассказывайте, что вы хотите, что ожидаете, это будет правильным решением. Ну а третье, здоровья всем! Потому что это самый правильный капитал. Неважно, где будет находиться рынок. Здоровье — самое главное.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию