16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
24 июня 2020, 06:30 Политика

Одна из лучших предвыборных речей Владимира Путина. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Это была одна из самых сильных в части социальной ориентированности предвыборных речей Владимира Путина», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин 23 июня выступил с обращением к россиянам, чтобы подвести предварительные итоги борьбы с коронавирусом, рассказать о состоянии дел в экономике и обозначить перспективы на будущее.

Если в первой части выступления он говорил в основном о том, как удалось выстоять российской медицине, и выражал благодарность медикам и добровольцам, то во второй инициировал целый ряд налоговых, социальных, административных и иных изменений в российской экономике, которые призваны облегчить выход из кризиса. Что в целом можно сказать о речи президента?

Наверное, это была одна из самых сильных в части социальной ориентированности предвыборных речей Владимира Путина. Да-да, именно в жанре предвыборной речи было построено его выступление, состоявшееся за два дня до начала голосования по поправкам к конституции.

В одной 50-минутной речи в плане агитации и мобилизации своего электората на поддержку президентских поправок Путин сделал больше, чем все именитые спикеры и люди с улицы в телевизионных рекламных роликах и чем все сотни тысяч плакатов с призывами/разъяснениями о том, почему надо голосовать за ту или иную поправку.

По сути, перед нами был аргументированный, подкрепленный конкретными обещаниями призыв выразить доверие президенту и проголосовать за стабильность. Именно в таком формате обычно и выстраивают предвыборные платформы и выступления в ходе избирательных кампаний в демократических странах.

Даже само ожидание выступления, анонсированное сначала на «после 15 часов» по московскому времени, а потом на «после 17» было призвано еще больше повысить интерес к тому, что будет сказано. Этот ход тоже можно отнести к политтехнологиям. Хотя, судя по некоторым признакам, выступление было записано заранее и не транслировалось в прямом эфире. Так, сообщения телеграм-каналов с тезисами выступления опережали речь Путина на несколько минут, а часы на руке президента показывали время ближе именно к трем часам пополудни, а не к 17, когда «Россия 24» начала трансляцию.

В своем выступлении, что тоже было сделано в точности по канонам успешных политических кампаний, президент нашел адресный подход, актуальные тезисы и обещания для сразу многих социальных групп населения, то есть все они были четко таргетированы. Пожалуй, еще ни одна из его последних речей, включая в том числе и обращения к Федеральному собранию, и предвыборные речи 2018 года, не имела сразу так много конкретных «групповых» адресатов.

Тут и самозанятые, получившие такой режим в масштабах уже всей страны со снижением возраста до 16 лет. Тут и ипотечники, для которых порог льгот расширяется до 12 млн рублей в крупных мегаполисах. Тут и семьи с детьми, которые получат пособия еще и за июль. Тут и продление периода льготных выплат медикам. Тут и целый набор обещаний бизнесу.

Прозвучала мысль о том, что снятие административных барьеров, перевод ранее обязательных регламентов в рекомендательные должны стать главной движущей силой развития экономики «после коронавируса». Правда, не было сказано ни слова о силовом давлении на предпринимателей. Но не забыт даже офшорный бизнес — для него резко упрощается налогообложение.

IT-отрасль так и вовсе получила, пожалуй, самый щедрый подарок. Прежде всего в виде беспрецедентных налоговых льгот. Нас, судя по всему, действительно ждет ускоренная цифровизация. Ввиду чего отрасль, столь многогранно показавшую себя за время самоизоляции при выполнении самых разных задач, решено всячески лелеять. На этом фоне можно по-новому оценить недавнюю отмену блокировки мессенджера Telegram, сделанную, судя по всему, по итогам упомянутого Путиным его совещания с представителями отрасли 10 июня.

Отмена плоской шкалы налогообложения и введение 15-процентного налога на доходы, превышающие 5 млн рублей в год, также были поданы во всем политтехнологическом изяществе. Словно в какой-нибудь Швейцарии или Калифорнии, где обычно вопрос повышения налогов выносится на референдум в увязке с конкретным целевым использованием полученных за этот счет средств.

Так и у нас: высчитанные от такого повышения 60 млрд рублей пойдут на лечение орфанных заболеваний и высокотехнологичные операции. Между тем накануне вбрасывалась мысль о возможности введения «прогрессии» в 15% для доходов свыше 2-3 млн рублей, что близко к доходам представителей среднего класса в крупных городах.

Однако запрос на социальную справедливость в результате решено удовлетворить без ущемления интересов этого среднего класса, зато косвенно купировать раздражение обывателей от того, что деньги на лечение больным детям в нашей стране подчас собирают посредством СМС по телевизору.

Обращение с призывом принять участие в голосовании было оставлено под самый конец речи и прозвучало без лишнего пафоса. Однако к этому моменту уже было понятно, что главная цель достигнута: общая тональность и преисполненное позитивом содержание президентского выступления, скорее всего, и повысят явку, и увеличат процент проголосовавших за поправки. Тем более что Путин говорил как бы не от своего лица, а от лица всего народа, от «нас всех». Слово «мы» в его речи встречалось в этот раз, кажется, особенно часто…

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию