16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
30 июля 2020, 09:47 Компании
В фокусе: Индекс риска

Антимонопольные слушания: конгрессмены допросили глав Apple, Amazon, Google и Facebook

Лента новостей

Тон вопросов в основном был враждебным. Антимонопольный комитет интересовался, кому и какие данные продают эти компании, как покупают конкурентов, копируют ли приложения и исходя из чего берут комиссию. Эксперты говорят о политических причинах пристального интереса к IT-гигантам

Фото: Mandel Ngan/Reuters

Американские СМИ уже нарекли эти слушания историческим событием вне зависимости от того, что произойдет дальше. Джефф Безос, Тим Кук, Марк Цукерберг и Сундар Пичаи отвечали на вопросы конгрессменов в формате видеоконференции. Из глав пяти самых дорогостоящих компаний США не было только Билла Гейтса из Microsoft. Общая стоимость четырех компаний, чьи руководители были, — 4,86 трлн долларов (или 352 трлн рублей).

За шесть часов было задано много вопросов. Сложно было не заметить, что тон в основном был враждебный. Председатель антимонопольного комитета палаты представителей начал слушание с заявления: «Наши основатели не склонялись перед королем. Мы так же не должны склоняться перед императорами онлайн-экономики».

Буквально накануне слушаний Павел Дуров опубликовал текст, в котором описывал, почему 30-процентный налог Apple на App Store должен волновать всех владельцев iPhone. Вопрос об этом налоге Тиму Куку задал на слушаниях один из конгрессменов, рассказывая, как одна предпринимательница жаловалась, что она платит 25% государству в виде налогов и 30% компании Apple. Глава компании ответил, что 30% — плата только в первый год, а со второго года — лишь 15%. Когда его спросили о монополии компании, он отметил, что у разработчиков есть возможность выбрать Android, а у покупателей — Samsung или другой смартфон. Регулировать такие моменты очень сложно, говорит венчурный инвестор Василий Сидоров.

Василий Сидоров венчурный инвестор «Конечно, когда ты обладаешь, как, например, Amazon, столь уникальной площадкой с таким уникальным охватом и в части спроса, и в части предложения, ты диктуешь свои цены, это неминуемо. Вопрос — какая цена справедлива за твои услуги, 25%, 40% или 30%. Это вопрос, наверное, дискуссионный, но он рыночный, скорее всего, он должен регулироваться рыночным механизмом и договоренностями свободно договаривающихся сторон. Требуется здесь регулирование или нет, не знаю, это вопрос сложный. В действительности мы же с вами прекрасно понимаем, что многие игроки сегмента малого и среднего бизнеса всю свою бизнес-модель — и не только в Америке, а в мире — строят иногда на продаже на маркетплейсе Amazon, и в этом ничего страшного нет. Конечно, эта область не до конца отрегулирована. Вопрос — способны ли регуляторы реально эффективно, не тормозя развитие рынка, справедливо установить правила игры».

Цукерберг был вынужден отвечать на множество вопросов о приобретении Instagram и WhatsApp. Эти сделки некоторые члены конгресса назвали антиконкурентными, результаты должны быть пересмотрены или принудительно отменены.

У такого пристального внимания к технологическим гигантам политическая подоплека, и дело не только в предвыборной кампании Трампа, считает профессор политологии Университета штата Теннесси, эксперт Российского совета по международным делам, доктор экономических наук Андрей Коробков.

Андрей КоробковАндрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «В экономической сфере против Трампа очень агрессивно все эти годы работали финансовый капитал, хай-тек и шоу-бизнес, потому что они транснациональные по своей сути, им совершенно не нужны защитные барьеры для американской экономики, которую он все время предлагает. Их крайне напрягает его политика — как противостояние Китаю, так и восстановление тарифных барьеров вокруг американской экономики. Поэтому они и финансировали всю кампанию против Трампа последних четырех лет. За Трампа другие подразделения бизнеса: малый и средний бизнес, реальный сектор экономики, прежде всего машиностроение, и сельское хозяйство. Произошло такое разделение, которое наложилось и на политический конфликт в американском обществе».

Участники технологического рынка уже говорят, что слушания с главами четырех гигантов — только начало. И далее в отношении каждой компании могут появиться антимонопольные расследования и изменения в регулировании рынка.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию