16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.56 / ₽ 7986
  • RTS1125.26
5 августа 2020, 15:01 Технологии

Перелететь океан за полчаса. Virgin Galactic представила проект сверхзвукового самолета

Лента новостей

Business FM узнала у экспертов, сколько времени займет разработка лайнера и есть ли у проекта коммерческое будущее

Фото: Virgin Galactic

Британская компания Virgin Galactic представила визуализацию пассажирского сверхзвукового самолета, летающего со скоростью ракеты 3700 километров в час на высоте до 18 тысяч километров. Двигатели для лайнера будет конструировать Rolls-Royce.

Virgin Galactic — компания миллиардера Ричарда Брэнсона, занимающаяся космическими проектами. Дизайн самолета, разрабатываемого совместно с NASA, представляет крыло дельтовидной конструкции без законцовок и с большим вертикальным хвостовым стабилизатором. Заявленная скорость позволит совершать трансконтинентальные перелеты за 30-40 минут.

Характеристики сверхзвукового самолета комментирует ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.

— Стандартная скорость, которая сегодня обсуждается для такого рода проектов, — 2 Маха, где-то 2500 километров в час. То есть 3700 километров в час — это большая скорость. На таких скоростях летают ракеты. Сверхзвуковая скорость военных самолетов — в районе 2500 километров в час. Это максимальная скорость, которая очень кратковременно может использоваться.

— До введения в коммерческую эксплуатацию сколько времени?

— Успешные проекты проходят такой цикл, если говорить про стандартные аэродинамические компоновки, за пять-шесть лет. Для такого рода проектов, я думаю, не меньше семи-десяти лет.

Фото: virgingalactic.com

Заявлено, что новый лайнер будет оснащен салоном первого и бизнес-класса. Общее число пассажиров — от девяти до 19. В качестве топлива будет использоваться экологически чистый авиакеросин.

Учитывая, что понадобятся технологические исследования и уникальные решения, для создания такого самолета компания Virgin Galactic будет привлекать многомиллиардные инвестиции. На волне успеха Илона Маска вполне вероятно, что инвесторы поверят в такой проект — к тому же в партнерстве с NASA.

Однако по факту в случае, если эволюция от дизайна до хотя бы прототипа будет пройдена, окажется, что такой проект не будет иметь коммерческого будущего. Авиабилет на суперрейс будет по карману разве что миллиардеру. И вряд ли он захочет приобретать лайнер в собственность — слишком сложное и дорогое обслуживание. Расход топлива на таких скоростях должен быть запредельным. В результате, скорее всего, будет выпущено в лучшем случае несколько таких самолетов, что еще более повысит стоимость их обслуживания, рассуждает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Речь может идти только об использовании его как бизнес-джета, потому что для гражданской авиации на такие дальние расстояния будет безумная цена. Расход топлива на сверхзвуке — а они вообще на гиперзвук практически замахнулись — будет в разы, если не в десятки раз больше, чем у обычного самолета на километр полета. Плюс обычный самолет везет 300 человек, а этот 19. Его разработка будет стоить многие-многие миллиарды долларов. Я думаю, 10-20 млрд долларов будет стоить только разработка. Разработать такой сложный самолет и продать десять или даже 20 штук, конечно же, этим никак не окупить проект. А в чем смысл тогда вкладывать в это деньги?»

Во второй половине ХХ века в СССР и Европе уже существовали сверхзвуковые пассажирские самолеты: Ту-144 и «Конкорд». Их скорости составляли более 2 тысяч километров в час. Советский Ту-144 был более сложным в управлении, чрезвычайно дорогой в обслуживании, а главное, требовал очень много топлива.

Ту-144 оказался экономически невыгодным, хотя государство какое-то время дотировало его пассажирские и грузоперевозки, а также пыталось приспособить его под военные нужды. В 1990-е лайнеры либо разобрали, либо продали в музеи. Один самолет купили NASA и Boeing для научно-технических исследований.

Чуть более успешным оказался «Конкорд». Он был более экономичен в смысле расхода топлива и перевозил больше пассажиров. Двигатели для него конструировал тоже Rolls-Royce. Хотя в конце концов и перелеты «Конкорда» оказались безнадежно убыточными, авиакомпании не захотели больше содержать в своем парке такие самолеты, и «Конкорды» перестали летать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию