16+
Среда, 30 сентября 2020
  • BRENT $ 40.56 / ₽ 3156
  • RTS1178.51
6 августа 2020, 03:00 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Опасное удобрение. Взрыв аммиачной селитры в Бейруте разрушил почти половину города

Лента новостей

В результате ЧП погибли свыше 100 человек, более 300 тысяч остались без крова, общий ущерб может составить 15 млрд долларов

Фото: Aziz Taher/Reuters

Взрыв аммиачной селитры в морском порту Бейрута 4 августа разрушил почти половину ливанской столицы. Похожие ЧП происходили раньше в других странах. Нитрат аммония, или аммиачная селитра, широко применяется во всем мире как азотное удобрение. В чистом виде это кристаллы без цвета и запаха. Промышленный продукт, как правило, гранулы. В сельском хозяйстве используют водный раствор аммиачной селитры, а вот транспортируется и хранится это вещество в твердом виде.

Нитрат аммония — это еще и компонент взрывчатых смесей. При определенных условиях он может сдетонировать и сам по себе. Ситуацию комментирует эксперт-взрывотехник Дмитрий Симкин.

Дмитрий Симкин эксперт-взрывотехник «Аммиачная селитра применяется при создании взрывчатых материалов, с керосином смесь, смесь с алюминиевым порошком. Взрывчатый материал, который применяется при горных взрывных разработках, — это аммоналы и аммониты. По правильному это смесь, грубо говоря, тротила вместе с аммиачной селитрой, и туда добавлен еще алюминий. Тротил работает как детонатор всей массы. Если убрать детонатор всей массы, то она становится просто удобрением. Но существуют факторы, которые приводят к таким последствиям. Очень быстрое воздействие на это вещество высоких температур, и тогда происходит взрыв».

В Бейруте, по предварительным данным, взорвалось 2700 тонн аммиачной селитры. Взрыв почти такого же количества нитрата аммония на борту французского корабля «Гранкан» в апреле 1947 года сравнял с землей американский город Тексас-Сити. От взрыва на самом корабле погибли свыше 500 человек, а из-за сильного пожара в городе и последующих взрывов двух других судов с аналогичным грузом общее число жертв превысило 1,5 тысячи человек.

Причиной ЧП стала халатность: об опасности аммиачной селитры не знали ни капитан французского судна, ни портовая администрация. Поэтому грузчикам не запрещали курить. Скорее всего, именно окурок и стал причиной возгорания, которое привело к ЧП.

Другой пример из советского прошлого. В июле 1946 года в порту Находки взлетел на воздух пароход «Дальстрой», на борту которого находилась почти 1000 тонн тротила и другой взрывчатки, а также другие грузы. И снова халатность. На судно грузили аммонал — это взрывчатая смесь на основе нитрата аммония.

В нарушение всех правил техники безопасности его просто ссыпали в трюм, как песок. Из-за начавшегося пожара, о причине которого точных сведений нет, сначала взорвался тротил, а потом и вся другая взрывчатка на борту, включая и аммонал. Погибли 105 человек, а порт Находки был полностью разрушен.

Похоже, проблемы с техникой безопасности были и в порту Бейрута. По сообщениям ливанских СМИ, при производстве сварочных работ на складе пиротехники произошло возгорание, приведшее к взрыву, а потом рванул расположенный по соседству склад с аммиачной селитрой.

Она была выгружена с арестованного корабля, принадлежавшего некогда российскому судовладельцу, и пролежала там несколько лет. Были сообщения, что портовая администрация пыталась продать опасный груз, но что-то не срослось. Вот как прокомментировал это генеральный директор компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель.

Андрей Шпигель генеральный директор компании «Балтспецфлот» «Меня тоже, в общем-то, поразило, почему конфискат лежит столько времени на складах. Это имущество должно было реализовываться теми портовыми структурами, которые его арестовали. Другое дело, как были разрешены открытые огневые работы, сварочные работы в том месте, где хранится эта вещь. Этот уже вопрос, наверное, нужно задавать. Да, наверное, уже и некому задавать, потому что взрыв был такой силы, что там люди выжить просто-напросто не могли. И в любом порту, если делаются огневые работы, запрашивается администрация порта, и администрация порта дает или не дает разрешение на выполнение подобных работ».

Результат ЧП в порту Бейрута: полгорода разрушено, погибли свыше 100 человек, более 300 тысяч оказались без крова. Общий ущерб, по данным губернатора провинции Бейрут, может составить 15 млрд долларов. И все это из-за взрыва 2700 тонн удобрения рыночной стоимостью менее 1 млн долларов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию