16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
10 августа 2020, 07:34 Недвижимость

Строящееся жилье или готовое? «Гибкий» офис или обычный? Последние опросы в сфере недвижимости

Лента новостей

Рынок недвижимости обсуждает результаты очередных исследований, которые рисуют картину сегодняшнего дня

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Портал «Единый ресурс застройщиков» решил узнать у читателей, какую квартиру они предпочитают покупать — строящуюся или готовую, на вторичном рынке. А потом поинтересовался у застройщиков, в чем с их точки зрения очевидные плюсы и возможные минусы покупки в новостройке. Участникам опроса можно было выбирать несколько вариантов ответов.

Итак, по мнению покупателей, главное преимущество квартиры, приобретаемой на этапе строительства, в том, что она дешевле, чем такая же квартира в построенном доме: так сказали почти 77% респондентов. Второй по популярности ответ, набравший почти 58%: ставка по ипотеке для строящейся квартиры ниже, чем для готовой. На третьем месте с показателем 41% оказалось, в общем, понятное соображение: в новостройках, как правило, комфортнее жить, чем в старых домах. Среди остальных ответов особо любопытны два: почти 34% участвовавших в опросе покупателей признали как очевидный плюс новостроек то, что с продавцом-застройщиком лучше и проще иметь дело, чем с продавцом-гражданином, а примерно 13,5% отметили, что вероятность получить неблагополучных соседей в новостройке заметно меньше.

Однако же есть у строящихся домов и недостатки, которых по определению лишены их построенные конкуренты, и, судя по результатам исследования, эти недостатки волнуют покупателей все сразу и примерно одинаково. 77% респондентов признались, что для них главный страх при покупке новостройки — несвоевременная передача квартиры, попадание объекта в список долгостроев и все прочее. Странно, что так сказали не все 100% опрашиваемых. Возможно, у кого-то просто оказался удачный личный опыт, а кто-то уверовал в защиту покупателей со стороны новой системы проектного финансирования с использованием счетов эскроу.

Всего на 6% меньше набрал ответ, связанный с риском неисполнения застройщиком обязательств по качеству строительства, и почти столько же — ответ, что в новостройках без отделки потом много лет идут ремонтные работы. Наконец, 34% опрошенных признали минусом новостроек тот факт, что в них, как правило, приходится долго ждать обещанной инфраструктуры.

Любопытно, что взгляды покупателей и застройщиков по ряду позиций существенно расходятся. Например, только 60% опрошенных застройщиков тоже сказали, что очевидный плюс новостройки — в ее дешевизне относительно готового жилья. В покупательской среде этот процент гораздо выше. Или парковки: ответ, что большинство новостроек лучше обеспечены парковками, чем старые дома, среди покупательских ответов набрал только 16,7%, а среди ответов застройщиков — 50%.

Что касается возможных рисков, в том, что главный из них — несвоевременная передача квартиры, застройщики с покупателями согласны: более 72% ответили именно так. При этом риск получить новую квартиру низкого качества застройщики оценивают спокойнее своих клиентов: о его существовании сказали менее 56% респондентов. А проблему долгого ожидания инфраструктуры застройщики, судя по всему, не признают вовсе — в отличие от покупателей.

Впрочем, на первичном или на вторичном рынке, с ипотекой или без, с существующей или только обещанной инфраструктурой, квартира приобретается за деньги. И сотрудники строительной отрасли в данном случае мало отличаются от всех остальных — покупают как все. Исследование консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia (имеется в распоряжении BFM.ru) гласит, что весной примерно 50% игроков строительного рынка проводили оптимизацию фонда оплаты труда, а сегодня 29% из них вернули зарплаты сотрудников на прежний уровень, и 21% снова выплачивают своим работникам премии и бонусы. Оптимисты скажут «уже», пессимисты — «только».

Вот каким наблюдением делится старший консультант департамента «Коммерческая недвижимость» компании Kontakt InterSearch Russia Ольга Мурашова: «Более чем у 50% сотрудников упал уровень совокупного дохода, особенно это касается бонусов и дополнительных монетарных аспектов дохода. Но мы столкнулись с тем, что многие кандидаты, несмотря на снижение дохода, не готовы переходить в новые компании. Такая позиция обусловлена неопределенностью экономических прогнозов на рынке коммерческой недвижимости и вероятной заморозкой части строящихся проектов».

Еще ряд интересных результатов. Среди наиболее распространенных способов удержания сотрудников — гибкий график (его практикуют 29% опрошенных компаний), обеспечение техникой для работы из дома (21%) и, конечно, сама по себе удаленка: более половины компаний планируют постоянно использовать формат дистанционной работы. 39% игроков оставит на удаленке менее 10% сотрудников, 17% компаний — 11-20% сотрудников, а 16% — свыше 20% сотрудников. Однако 42% организаций заявили, что решили больше не практиковать удаленный формат.

Более половины (63%) игроков рынка недвижимости отметили, что не будут менять концепцию офиса. Почти треть компаний собирается перейти на формат «гибкого» офиса без закрепления рабочих мест и с присутствием сотрудников по графику. 13% компаний будут отказываться от неиспользуемых квадратных метров, столько же организаций планирует перевести персонал в коворкинги, а 4% переедут в другое место. Причем в данный момент более половины компаний уже вывели всех сотрудников в офис, а 33% сделали это для определенных категорий сотрудников.

По мнению директора департамента «Жилая недвижимость» компании Kontakt InterSearch Russia Юлии Артемовой, «будущий тренд — flexible working, который потребует не только перемен офисного пространства, но и соответствующих компетенций сотрудников: на первый план выходит лидерство, критическое мышление, быстрота принятия решений, ответственность за результат, гибкость и адаптивность». (О перспективах развития офисных flex-форматов BFM.ru подробно рассказывал в материале «Рынок прогнулся: будущее за гибкими офисами»).

В частности, по словам Юлии Артемовой, среди компаний рынка недвижимости активно набирает популярность формат коворкинга: сейчас о нем уверенно говорят 13% респондентов, а до пандемии — только 1-2%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию