16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.09 / ₽ 7751
  • RTS1177.12
13 августа 2020, 14:23 Финансы

Долг федерального правительства впервые за год превысил его активы. Есть ли в этом угроза?

Лента новостей

На начало июля чистый госдолг составил 1,55 трлн рублей, пишет РБК. Опрошенные Business FM эксперты не видят в такой ситуации существенных рисков

Фото: depositphotos.com

Долг федерального правительства впервые за год превысил его активы. На начало июля чистый госдолг составил 1,55 трлн рублей, сообщает РБК со ссылкой на документы Минфина и ЦБ. Это произошло на фоне пандемии коронавируса и падения цен на нефть.

Год назад чистый госдолг впервые после кризиса 2014 года опустился ниже нуля. Бывший глава Минэкономразвития Максим Орешкин тогда говорил: «То, что сделано в макроэкономике России с 2014 по 2019 годы, точно попадет в учебники».

Но на практике краткосрочное превышение обязательств над активами не выглядит существенной проблемой, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» «В настоящее время госдолг действительно превысил активы в силу в основном технических факторов. Во-первых, это сильное снижение экспортных доходов из-за падения цен на нефть и работы сделки ОПЕК+. Во-вторых, из-за того что экономическая активность во многих секторах российской экономики, прежде всего связанных с услугами, резко упала, произошло превышение долга над активами. Гораздо важнее на практике не этот показатель, а дефицит федерального бюджета. Дефицит остается на достаточно умеренных значениях, что позволяет предположить, что текущих проблем с обслуживанием своих обязательств у российского правительства в ближайшем будущем не просматривается. Даже если то или иное решение проблем, связанных с пандемией, затянется на временном горизонте в один-два года, существенных трудностей с исполнением бюджета у правительства, скорее всего, не будет. Никто никогда единомоментно не предъявляет правительству все его долги. Более того, значительная часть обязательств правительства является довольно долгосрочной. На этом фоне краткосрочное превышение обязательств над активами не выглядит существенной проблемой. Вот если такое положение дел затянется либо если произойдет какой-то внешний шок (для России самые важные внешние шоки — это падение сырьевых цен и падение объемов экспорта, с одной стороны, а с другой стороны — резкое усиление санкций), вот тогда эта проблема из теоретической может перейти в практическую плоскость».

В начале апреля правительство закрыло сделку по выкупу Сбербанка у ЦБ. Более 2 трлн рублей были взяты у Фонда национального благосостояния. Как сообщили РБК в пресс-службе Минфина, это и стало основным фактором сокращения депозитов.

Когда пандемия, а с ней и неожиданные траты резервов закончатся, власти могут вновь начать политику накопления, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений НадоршинЕвгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Последние десять лет российская экономика почти не развивалась. Даже больше чем десять лет. Представляете, у нас рост с 2008 года к 2019-му был существенно менее 10%, а с учетом нынешнего спада мы оказываемся практически на уровне десятилетней давности. Несмотря на то что кризис, похоже, гораздо сильнее затронет ряд более развитых, чем мы, экономик, те же США, многие европейские страны, ЕС в целом может упасть в среднем по итогам этого года больше, чем мы, тем не менее по отношению, например, к 2010-му или 2008 году они окажутся в лучшем положении, нежели чем экономика России. Это в том числе стало ценой накопления активов российскими властями. Традиционная позиция Минфина — это хорошо, но эта позиция не имеет под собой никакой внятной экономической базы. Как только сложится такая возможность, власти попробуют вернуться к профицитному бюджету, уже сейчас к этому прикладываются немалые усилия, чтобы обеспечить собираемость различных налогов как можно в большем объеме. Причем такая стратегия властей, когда они не готовы вкладывать в развитие собственной экономики, сильно демотивирует бизнес. То есть помимо прямых расходов, мультипликаторов и прочих эффектов, которые могли бы от этого возникать, есть неприятный психологический эффект».

В июле премьер-министр Михаил Мишустин в отчете о работе правительства заявил, что у России к началу 2020 года были хорошие предпосылки для экономического рывка, однако ситуацию осложнили пандемия и цены на нефть.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию