16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
1 сентября 2020, 10:37 Политика

У белорусской оппозиции может появиться партия

Лента новостей

О планах создать партию «Вместе» объявила Мария Колесникова и другие бывшие члены предвыборного штаба Виктора Бабарико. Подать документы на регистрацию обещают в ближайшее время

Мария Колесникова.
Мария Колесникова. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Обновлено в 14:39

Арестованный еще до выборов бывший глава Белгазпромбанка, незарегистрированный кандидат в президенты Виктор Бабарико и глава его штаба Мария Колесникова объявили о создании партии под названием «Вместе». Об этом говорится в их совместном заявлении, опубликованном на YouTube. Бабарико называет главные задачи партии:

«Первое — обеспечить проведение конституционной реформы. Вторая история: несмотря на то что мы не смогли победить на выборах, мы должны работать по совершенствованию и по улучшению нашей экономики. И самое главное — давать возможность людям проявлять свою гражданскую инициативу».

Видеообращение было записано еще до ареста Бабарико в июне этого года.

Ранее Бабарико предлагал взять за образец новой белорусской конституции документ 1994 года. По ней единственным государственным языком был белорусский. Но речи об отказе от русского языка в планах Бабарико не было, уверен белорусский политолог, директор Центра изучения внешней политики и безопасности Денис Буконкин. Он также объяснил, почему видеообращение появилось именно сейчас.

Денис Буконкин белорусский политолог, директор Центра изучения внешней политики и безопасности «Я так понимаю, это связано с тем, что стало понято, что действующий президент власть передавать не будет и координационный совет не сможет получить властные полномочия. В тот же момент понятно, что создавать каналы данного протеста необходимо. Кто-то настаивает на том, что эта партия создается, чтобы давить со всех сторон. Извините, парламентские выборы прошли только в прошлом году. Поэтому давить на власть, даже если они зарегистрируют политическую партию, будет достаточно сложно на данный момент. Это просто способ на этом протестном движении создать как можно больше себе поддержки с реальной политической силой, с определенным политическим лидерством. Я так понимаю, Мария Колесникова претендует здесь на первые роли, поскольку Бабарико на данный момент в тюрьме, и они просто используют его имидж и его наработки для того, чтобы занять место в публичном пространстве Белоруссии. Относительно возврата конституции 1994 года, я думаю, здесь имелась в виду передача достаточно серьезных полномочий парламенту, чем, на самом деле, могла бы воспользоваться политическая партия. Про статус языка здесь не думалось, поскольку даже объявление было сделано на русском языке, а не на белорусском. По поводу того, что будет убран русский язык в качестве государственного, я бы вообще не беспокоился, просто потому что это сразу же уберет всю популярность, весь электоральный базис у действующих альтернативных власти политических сил».

Белорусский политолог Евгений Прейгерман также считает, что отказ от русского языка не имеется в виду.

— Насколько я понимаю, им, скорее всего, были записаны перед арестом на разные случаи жизни разные ролики. И часть из них вышла. Видимо, он и его команда в том числе подозревали, что президентом он не станет по итогам этих выборов, и подготовили такой ход, несмотря на то что, конечно, на протяжении всей кампании сам Бабарико и потом те, кто остался вместо него, повторяли, что план никакой не нужен, народ сам по себе победит. Но, судя по всему, где-то подспудно догадывались, что так все это не работает.

— Его идея о возврате конституции 1994 года понятна, но в ней единственным государственным языком Белоруссии закреплен белорусский. При декларировании этого самого возврата понятно, что имеется в виду другое. Но имеется ли в виду и этот пункт?

— Понятно, что, в первую очередь, это был пиар-ход, который, естественно, акцентировал в их представлении, что нужно вернуться к конституции, в которой куда более уравновешены ветви властей и нет такого доминирующего положения одного человека, то есть президента. Насколько думали что-то еще и насколько реалистично сами рассматривали то, что можно взять и вернуться к конституции 1994 года, сложно сказать. В принципе, это распространенное явление в этой президентской кампании, потому что все в основном новые лица. У того же Бабарико нет ни опыта, ни каких-то программ, которые написаны здесь и сейчас. Поэтому все, что происходит, это скорее что-то политтехнологическое — где-то что-то перехватить, а что за этим стоит, сложно понять.

Видеообращение Бабарико появилось после того, как Александр Лукашенко высказался о планах изменения конституции. Он признал, что создал «немножко авторитарную систему».

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская положительно оценила создание партии. В то же время она не считает первоочередной задачей оппозиции конституционную реформу. По словам Тихановской, «сначала требования граждан, потом — реформы, которые возможны только после честных выборов». При этом главное требование белорусских граждан — отставка Лукашенко, подчеркнула экс-кандидат.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию