Готов ли Лукашенко к переменам? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Судя по оговоркам Лукашенко, что он «пересидел» на своей должности, а также готовности провести досрочные парламентские и президентские выборы до 2022 года, именно этим годом и ограничится его правление в своем нынешнем качестве»
Президент Белоруссии дал интервью российским СМИ. В нем он назвал правильным задержание Марии Колесниковой, которая якобы хотела убежать на Украину. С самим Координационным советом Александр Лукашенко вести переговоры не собирается, потому что не знает «кто эти люди». Они, по словам Лукашенко, хотят «разорвать все наши связи с братской Россией, хотят, чтобы у нас были платными образование и медицина. Они хотят, чтобы все наши промышленные предприятия были уничтожены, а рабочие стали бы безработными».
Про себя Лукашенко признал, что он «немного пересидел» в президентском кресле. На этом фоне появилась информация, что белорусские власти представили некий план по выходу из кризиса. Он предусматривает, что до 2022 года в Конституцию Белоруссии внесут поправки, ослабляющие власть президента в пользу правительства и парламента, после чего в стране проведут новые выборы. Также произойдет либерализация политической системы, повысится роль партий, изменится избирательное законодательство.
Судя по интервью Александра Лукашенко, он не изменил свои основные оценки происходящего в стране. В то же время на текущий момент можно сказать, что белорусским властям почти удалось в целом взять ситуацию под контроль, несмотря даже на продолжающиеся массовые акции протеста. Вероятно, к моменту предстоящего в скором времени и уже анонсированного визита президента Белоруссии в Москву Лукашенко сможет предстать перед своим российским коллегой как политик, который уже вывел ситуацию из острой фазы и с которым можно будет обсудить будущие более спокойные и расчетливые шаги, в том числе в плане долгосрочного разрешения ситуации в Белоруссии.
Тот факт, что накануне визита Лукашенко дал пространное интервью российским СМИ, чего давно уже не делал, также говорит о пересмотре им некоторых прежних позиций, когда он, напротив, накануне переговоров с российским президентом был не прочь несколько обострить ситуацию вокруг проблем, которые предстояло обсудить.
Еще более примечательна информация о том, что Минск представил Москве и ОБСЕ некий план конституционных реформ, включая, судя по всему, элементы политической либерализации. Не зря все-таки недавно глава МИД РФ Сергей Лавров поддержал идею такой конституционной реформы как форму, «в которой вполне можно организовать диалог с гражданским обществом», а Дмитрий Песков говорил о готовности Москвы поделиться с Белоруссией своим опытом обновления конституции.
Таким образом, можно предположить, что теперь процесс трансформации белорусского режима, которая представляется неизбежной, войдет в контролируемое русло. Тем более что Москва хотела бы в данном случае получить не просто предсказуемый и приемлемый для себя вариант развития событий в союзном с нами государстве, но и минимизировать влияние на политические процессы той самой «улицы», которой пытаются сейчас руководить те, мотивы и намерения которых, в том числе относительно российско-белорусских отношений, Москве как минимум непонятны, а как максимум подозрительны и даже враждебны. Также в Москве исходят из того, что более удачные основополагающие документы, регулирующие жизнь государства, получаются вовсе не тогда, когда они пишутся под диктовку уличной толпы, даже самой многочисленной.
Тот факт, что наброски конституционного плана представлены также в ОБСЕ, призвано снизить давление на Минск со стороны ведущих европейских держав, которые тем самым получат некие гарантии, что ситуация в Белоруссии не пойдет по кризисному сценарию, чреватому обострением отношения с Россией. Можно предположить, что примерно об этом шла речь еще в первые дни белорусского кризиса, когда состоялись целый ряд контактов Владимира Путина с европейскими лидерами.
Также можно предположить, что судя по оговоркам Лукашенко в интервью насчет того, что он «пересидел» на своей должности, а также готовности провести досрочные парламентские и президентские выборы до 2022 года, именно этим годом и ограничится его правление в своем нынешнем качестве. Осталось только выяснить, согласны ли потерпеть еще два года те, кто продолжает выходить на улицы с требованиями его немедленного ухода.