16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.47 / ₽ 7978
  • RTS1126.18
22 сентября 2020, 12:37 Финансы

Симптомы «короны»: почему российская экономика пока не может выйти из карантина. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Коронавирус экономические проблемы России усугубил, но не стал их главной причиной, считает колумнист. Борьба с бедностью и стимулирование бизнеса требуются уже сейчас, чтобы вывести страну из глубокого кризиса

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Пока Роспотребнадзор утешает нас абсолютно разумными заявлениями о том, что, несмотря на рост выявленных заражений COVID-19 в последние дни, новых ограничений не требуется, экономическая статистика показывает, что ни граждане, ни бизнес никак не могут оправиться от последствий карантина.

Эксперты гадают, каким будет восстановление российской и мировой экономики от коронакризиса (притом что пандемия и близко не собирается уходить) — резким, в виде латинской буквы V, или более затяжным, в виде латинской буквы U. При этом реальное состояние российской экономики таково, что восстановление от кризиса пока идет в виде двух отнюдь не латинских букв — «х» и «з».

Министерство экономического развития обнародовало доклад о состоянии деловой активности в августе 2020 года. Хотя падение ВВП в августе год к году немного замедлилось и составило 4,3% против 4,6% в июле, состояние большинства отраслей экономики и, главное, розничного потребительского спроса неопровержимо доказывает: всплеска деловой активности и покупательной способности населения, в отличие от роста заражений «короной», у нас явно не происходит.

Особенно тревожной выглядит статистика по розничной торговле. В августе спад розничного товарооборота составил 2,7% год к году, даже в июле было лучше — минус 1,9%. Проще говоря, все, что люди хотели, но не могли купить из-за карантина, а не по причине отсутствия денег, они уже купили. Восстановительный спрос, на который можно было возлагать надежды, полностью выдохся практически за месяц.

И это неудивительно: за время карантина россияне, реальные доходы которых и так падали практически беспрерывно со второй половины 2014 года, стали еще беднее. Даже по официальным данным Росстата, во втором квартале людей с доходом ниже прожиточного минимума по сравнению со вторым кварталом 2019-го и первым кварталом 2020 года стало больше на 1,3 млн человек — 19,9 млн. Это 13,5% населения страны. Таким образом, теперь каждый седьмой россиянин официально нищий.

В автопроме, который всегда является важным индикатором состояния экономики, производство в августе рухнуло на 21,5% по сравнению с августом 2019-го. Ускорился спад в металлургии (которую правительство собирается вместе с нефтянкой обложить повышенными налогами), строительстве, машиностроении.

С учетом хода пандемии и продолжающейся неадекватной реакции на нее многих государств в виде попыток новых локдаунов или других ограничений (несмотря на новые, кое-где даже рекордные всплески ежедневных заражений, летальность вируса по-прежнему неуклонно падает с каждым днем, скорость пандемии не увеличивается, а угрозу человеческой популяции коронавирус не представляет в принципе: людей на планете весь 2020 год даже на пиках заражений неуклонно становится больше, а не меньше) мало надежд на быстрое восстановление мирового спроса на главные российские товары — нефть и газ.

Пока правительство обсуждает не столько меры поддержки экономики и обнищавших домохозяйств, сколько меры поддержки продырявленного пандемией бюджета — в виде повышения налогов. Но чтобы наша экономика наконец вышла из карантина, кроме гарантированного отказа от повторения принудительных «каникул» и «самоизоляции» при любом ходе эпидемии в России явно пришла пора продумать и реализовать на государственном уровне меры поддержки потребительского спроса и создать условия для роста реальных доходов людей. Нужны хотя бы внутренние — государственные и частные — инвестиции в создание новых рабочих мест, комплексная политика борьбы с бедностью, рост доступности кредитов (не только ипотеки).

Борьба с бедностью и стимулирование бизнеса в самом широком смысле становятся не только главными задачами строительства процветающей конкурентоспособной России в отдаленном светлом будущем, но и ключевыми целями выхода экономики из глубокого кризиса прямо сейчас.

Коронакризис усугубил наши экономические болячки, но не стал главной причиной очевидных социально-экономических проблем страны, которые копились и не решались годами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию