16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.15 / ₽ 8155
  • RTS1171.06
12 февраля 2010, 13:36 Макроэкономика

Америка ударит Иран по больному месту

Лента новостей

Президент Махмуд Ахмадинежад провозгласил, что Иран стал ядерной державой. В ответ США заявили об односторонних санкциях, которые будут направлены в первую очередь на элиту экономики Ирана — «стражей исламской революции»

Махмуд Ахмадинежад провозгласил Иран «ядерной державой». Фото: AP
Махмуд Ахмадинежад провозгласил Иран «ядерной державой». Фото: AP

Иранский режим, который после ожесточенных массовых волнений, последовавших за спорными президентскими выборами июня прошлого года, предпочитал заниматься внутренними проблемами, в четверг решил громко напомнить о себе внешнему миру. Президент Махмуд Ахмадинежад провозгласил, что Иран стал ядерной державой. Это широковещательное заявление основывалось на том предположении, что иранцы теперь могут обогащать уран до 20% на заводе в Натанце. А если потребуется, то и до 80%. Заявление стало главным пунктом речи Ахмадинежада по случаю очередной годовщины исламской революции 1979 года.

Газета The New York Times назвала это выступление «циничной попыткой отвлечь внимание от репрессивной внутренней политики правительства и его провалов в экономике». Даже через три десятилетия после того, как иранцы свергли поддерживаемого США шаха, бросается в глаза контраст между революционными идеалами справедливости, независимости и самообеспечения в экономике и — позорной практикой повседневной политики иранских властей.

Частью такой политики является привилегированное положение, которое занимают в экономике Ирана руководители элитного корпуса «стражей исламской революции». По сути, все, что есть более или менее доходного в стране, прямо или косвенно контролируется «стражами», будь то госзаказы на производство ракет, нефтяные и газовые месторождения или строительство метро в Тегеране. На этой неделе США объявили об односторонних санкциях в отношении четырех строительных иранских компаний, связанных со «стражами».

Об этом в интервью газете The Financial Times рассказал замминистра финансов США Стюарт Леви (Stuart Levey), который на протяжении пяти лет координировал американские санкции в отношении Ирана. По словам чиновника, «в мире растет согласованное понимание того, что именно «стражи революции» должны стать адекватной целью» санкций.


В Тегеране отметили годовщину Исламской революции 1979 года. Фото: AP

Помимо того, что руководители «стражей» держат палец в каждом куске экономического пирога, они заняты и тайными операциями, связанными с ядерной программой Ирана, а также отвечают за поддержку террористических организаций на Ближнем Востоке — в частности, ливанской «Хизболлы».

Мирные инициативы Обамы в отношении Тегерана не сработали

Когда Барак Обама пришел к власти в США, существовали надежды на то, что его неконфронтационный подход поможет наладить диалог с Тегераном. Однако эти надежды оказались перечеркнутыми грубыми действиями иранских властей, заткнувших рот оппозиции, недовольной подтасовками на президентских выборах.

Теперь уже не только Белый дом, но и Конгресс настаивает на санкциях, которые распространятся, помимо специфических группировок в Иране, на их бизнес-партнеров на Западе, таких, в частности, как лондонский Lloyd's, помогающих Ирану преодолевать кризис со снабжением бензином на внутреннем рынке. В этом отношении конгрессмены идут дальше исполнительной власти в Соединенных Штатах.


Ядерный центр в Натанце. Фото: AP

Кроме того, американский сенат в четверг принял закон, который позволит администрации объявлять санкции в отношении тех официальных лиц в Иране, которые будут признаны нарушителями прав человека в своей стране.

Россия не останется в стороне от эскалации конфликта

Парадоксальным образом «сегодняшняя позиция России в вопросе о санкциях значительно ближе к позиции Запада, чем позиция Китая, — заявил в интервью BFM.ru директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — России есть чего опасаться в случае появления у Ирана ядерной бомбы». По мнению эксперта, Иран — естественный союзник Китая в регионе и серьезный партнер КНР, что, собственно, и объясняет более чем сдержанную позицию Пекина в отношении санкций.

Что касается эффективности самих санкций, то директор Института Ближнего Востока считает, что она будет низкой и не потрясет основы иранского режима. В качестве ответной меры Ахмадинежад едва ли решится на прямые террористические действия против западных стран. Но ответ будет, и он, прежде всего, коснется Израиля.

«Это значит, что будут военные конфликты в Газе и в Ливане, и на израильско-сирийском направлении — чрезвычайно опасные, потому что на сегодняшний день Израиль убедился: вся его территория простреливается иранскими ракетами из Газы и из южного Ливана». Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, в перспективе которой Евгений Сатановский не сомневается, может спровоцировать израильское руководство на нанесение удара по Ирану и его ядерным объектам. Это, в свою очередь, будет иметь глобальные последствия, сопоставимые с мировыми войнами ХХ века.

Кстати, Россия также не останется в стороне, если Иран сочтет, что действия Москвы в вопросе о санкциях дестабилизируют внешнеполитическое положение Тегерана. «Иран в ответ может включить механизмы дестабилизации российского Северного Кавказа, а также активнее работать против России в Закавказье. Каспий — не преграда, границы у нас прозрачные. И превратить Дагестан в подобие Южного Ливана с «Хизболлой» Иран может за несколько месяцев. Совершенно не исключено, судя по последним заявлениям Ахмадинежада, что Иран к этому готовится. Тегеран активизирует проиранское лобби в нашей стране, достаточно серьезное, поскольку инфильтрация иранской идеологии и работа соответствующих иранских ведомств ведется достаточно активно, и за последние 20 лет иранцы немало добились на нашей территории», — говорит Евгений Сатановский.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию