16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.39 / ₽ 8246
  • RTS1163.50
28 октября 2020, 21:48 Общество

«Он перелетал 40 лет сверх того, что предполагалось». Ту-154 совершил последний в России пассажирский рейс

Лента новостей

«Это настоящая эпоха нашего авиапрома, это самый массовый самолет, самый известный, очень красивый. Это грусть со слезами на глазах, потому что замены нет», — говорит кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич

Последний перелет пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Алроса». Приземление в аэропорту «Толмачево». Новосибирск.
Последний перелет пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Алроса». Приземление в аэропорту «Толмачево». Новосибирск. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Самолет Ту-154 28 октября совершил последний в России пассажирский рейс. Единственный оставшийся в гражданской авиации лайнер, принадлежащий авиакомпании «Алроса», перевез из города Мирного в Новосибирск 140 пассажиров. Дальнейшая судьба самолета пока неизвестна.

Этот Ту-154 был построен в ноябре 1992 года на Самарском авиазаводе. Машине почти 28 лет, и у нее заканчивается сертификат летной годности. Теоретически его можно и продлить, но сейчас не лучшие времена для гражданской авиации. Из-за коронавируса объемы пассажирских перевозок драматически упали, и нет нужды оставлять в эксплуатации знаменитый советский лайнер, который, несмотря на все его заслуги, морально устарел. Поэтому Ту-154 с бортовым номером RA-85757 будет стоять в аэропорту «Толмачево», пока не примут решение о его дальнейшей судьбе.

Летчик, который в 2010 году посадил неисправный Ту-154 на заброшенную взлетно-посадочную полосу в Ижме, герой России Андрей Ламанов поделился с Business FM своими воспоминаниями об этом самолете.

— Я переучился на Ту-154 в 1995 году, получается, 25 лет я на этом самолете отлетал. Самолет замечательный, и моя посадка в Ижме доказала это, то, что в принципе даже в сложных условиях это надежный самолет. Честно говоря, он спас нам жизнь.

— Почему тогда снимают, устарела машина или нет?

— В первую очередь да. У него недостаток — самолет был сделан в советские времена, у него по сравнению с иномарками очень большой расход топлива. В принципе гражданская авиация — это коммерческая авиация, люди начинают считать. «Ту» на керосине, у него, конечно, расход топлива гораздо выше, чем у заграничных самолетов.

В общей сложности было построено около тысячи экземпляров Ту-154. Почти за полвека полетов был потерян 71 самолет. В частности, в катастрофе Ту-154 под Смоленском в 2010 году погиб президент Польши Лех Качиньский. Причиной ЧП стал ряд обстоятельств, но сама машина, по данным Межгосударственного авиационного комитета, была исправна.

Ту-154 стал первой разработкой КБ Туполева и изначально задумывался исключительно как пассажирский самолет. Работы начались в 1963 году, через пять лет лайнер совершил свой первый полет. В 1972 году «Аэрофлот» начал регулярную эксплуатацию Ту-154. Серийное производство завершили в 2013 году.

Для своего времени это был хороший самолет, который на равных конкурировал с лайнерами западного производства, говорит кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич.

Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого «Когда он создавался, надо было закрыть все среднемагистральные пассажирские перевозки в СССР до начала 1980-х. Он перелетал 40 лет сверх того, что предполагалось, что он будет решать эти задачи. Это эпоха, это настоящая эпоха нашего авиапрома, это самый массовый самолет, самый известный, очень красивый, некоторые считают его самым красивым пассажирским самолетом. Это грусть со слезами на глазах, потому что замены нет. МС-21 — это ближнемагистральный самолет с небольшим захватом на среднемагистральный самолет, но тем не менее. Его фактически пока нет. Он проходит испытание, что там еще будет, посмотрим».

Ту-154, получивший у пилотов много прозвищ, самые известные из которых Туполь и Полтинник, перевозил пассажиров не только в СССР, но и во многих соцстранах. Сейчас во всем мире остается в строю чуть меньше 50 Ту-154, но пассажиров они уже не перевозят. Основной эксплуатант — ВВС России.

Ту-154 стал одним из главных «героев» советского фильма-катастрофы «Экипаж» и даже попал в компьютерные игры. Посидеть за штурвалом виртуального Туполя можно в одной из самых популярных игр своего класса — Microsoft Flight Simulator.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию