Банки наконец запускают сервисы для защиты от телефонных мошенников
Лента новостей
Свои антифрод-платформы совместно с мобильными операторами запустили «Тинькофф» и «Сбер». Система будет определять, что звонок осуществляется с подменного банковского номера. Решит ли это проблему телефонного мошенничества?
Банки в партнерстве с мобильными операторами разрабатывают антифрод-платформы, позволяющие определить звонки с якобы банковских номеров. Сервис уже запустил Тинькофф банк совместно с «Мегафоном», МТС и Tele2, а также «Сбер» с Tele2 и «Мегафоном» (МТС и «Билайн» в процессе подключения). Аналогичную платформу готовят и в ВТБ, пишет РБК.
Только за первое полугодие ЦБ заблокировал почти 10 тысяч мошеннических номеров, 80% из них были замаскированы под банковские. Во время вызова антифрод-платформа обменивается данными между банком и оператором. Если же банк не отправляет подтверждение, что звонит он, то номер помечается как подозрительный. При этом сам номер телефона оператор раскрыть не может до момента возбуждения уголовного дела, говорит член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности Александр Токаренко.
Александр Токаренко член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности «Поскольку все это относится к тайне связи, то без оператора связи сделать ничего невозможно, поскольку до тех пор, пока не будет возбуждено уголовное дело, оператор связи этот номер предоставлять никому не должен, и предоставлял он только субъектам оперативно-розыскной деятельности. Оператор связи отвечает: извините, мы этот номер нашли, но мы его вам не дадим, поскольку вы не являетесь субъектом оперативно-розыскной деятельности. Доходило до такого. Сейчас крупные игроки с операторами связи уже более или менее нашли общее мнение, что они без раскрытия, откуда производится звонок, все-таки указывают, что звонок производится не с того номера, который указан. Это уже хоть какая-то защита от мошеннических действий по подмене номера. Или клиент будет оповещен, что звонок не с этого номера, или подмена будет уже регистрироваться оператором связи и блокироваться. Надо просто разбираться, как конкретно каждый субъект бизнеса это все реализовал».
Эксперты считают, что андифрод-платформы не станут панацеей от телефонных мошенников: в семи из десяти случаев они даже не пытаются заменить номер на банковский и звонят с обычных телефонных номеров. В таком случае определить звонок как мошеннический практически невозможно, комментирует генеральный директор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков.
Павел Кулаков генеральный директор оператора дата-центров Oxygen «Нам как айтишникам эта платформа видится малоэффективной. Она хорошая, она, безусловно, вершина технологического прогресса на сегодняшний день, она прогрессивная, интересная, улучшит ситуацию, но проблем не решит. По моим оценкам, до 70% случаев, если не больше, приходится на звонки мошенников, которые даже не утруждают себя использованием фальшивых АОНов банков (технология автоматического определения номера. — Business FM), они просто могут звонить с любого стационарного или мобильного номера, представляться сотрудником банка и, таким образом, входить в доверие к потребителю, забирать у него информацию, вскрывать его счет и оттуда забирать средства. И пока мы не будем повышать уровень банковской грамотности потребителя, мы никакой платформой это не исправим. Безусловно, она эффективна, безусловно, это лучше, чем ничего, безусловно, технологическое средство — это здорово, оно будет совершенствоваться, и по мере совершенствования рынок будет улучшаться и инфобезопасность будет расти. Это здорово, но корень проблемы все равно в другом».
Сейчас антифрод-платформа от Тинькофф банка определяет мошеннические номера в восьми из десяти случаев. Представитель банка заявил, что проект еще будут дорабатывать.