16+
Вторник, 26 января 2021
  • BRENT $ 55.25 / ₽ 4164
  • RTS1412.02
18 декабря 2020, 14:40 Компании

Александр Лошманов, «Трансмашхолдинг»: «Основной драйвер развития отрасли — это пассажир»

Лента новостей

Проектируя вагон, нужно думать о том, как им будет пользоваться человек

Александр Лошманов.
Александр Лошманов. Фото: «Трансмашхолдинг»

По словам заместителя генерального директора «Трансмашхолдинга» (ТМХ) по развитию пассажирского транспорта Александра Лошманова, именно обратная связь от пассажиров позволяет компании создавать современный и комфортный подвижной состав, а глубокий подход к дизайну продукции — воплощать все актуальные требования и даже опережать их.

В ноябре ТМХ представил уже второй за этот год концепт нового пассажирского вагона — капсульный некупейный вагон. До этого, в октябре, общественности был представлен концепт некупейного модульного вагона. Оба они выполнены в так называемом габарите «Т». Расскажите об этих разработках.
Александр Лошманов: Да, в этом году мы представили несколько концепций некупейных вагонов — модульного и капсульного. Работаем мы сегодня и над третьей концепцией некупейного вагона — ее представим общественности в первом полугодии 2021 года.
Главная особенность уже представленных концепций — их исполнение в габарите «Т», который был ранее стандартом только для пригородных поездов. Идея использовать его стала логичным продолжением одной из трех концепций, которые мы представили в прошлом году на выставке «Транспорт России», вокзалах Москвы и Адлера. Некоторые пассажиры отметили, что им бы хотелось расширить пространство вагона и увеличить площадь спальных мест. Именно это наши конструкторы и сделали в габарите «Т» — впервые в мире. Простыми словами, вагон стал шире. В частности, относительно традиционного вагона дальнего следования его ширина увеличилась на 28 сантиметров, длина — на 73 сантиметра. При этом за счет перекомпоновки внутреннего пространства длина пассажирского салона увеличилась на 2,9 метра. Длина спального места тоже выросла на 12-15 сантиметров, до 187 сантиметров на боковых и 188 сантиметров — на полках открытого купе. То есть даже высоким пассажирам будет комфортно. Кстати, и проход между полками шире — у пассажиров будет пространство для маневра даже с крупногабаритным багажом.
Во всех трех концепциях новых вагонов мы уделили особое внимание персональному пространству — это ключевой тренд современного пассажирского машиностроения. Внутри компании мы называем этот подход — «Все под рукой».
Даже в модульном вагоне, где места располагаются как в традиционном плацкарте, мы, например, сделали столики и для пассажиров верхних полок: то есть для того, чтобы поесть, им больше не нужно спускаться вниз. На каждом пассажирском месте есть индивидуальное освещение, которое можно регулировать, как и воздушный поток, предусмотрена персональная шторка, USB-розетки. Есть и отдельные места для багажа, одежды и обуви.
Вторая концепция плацкарта — капсульная — предусматривает принципиально новый взгляд на конфигурацию вагона. По бокам от центрального прохода места расположены по обе стороны — в шахматном порядке. То есть там больше нет тех самых «боковушек». А сами спальные места тоже увеличены. И здесь все те же индивидуальные столики, светильники, USB-розетки и так далее.
И все это реализовано по итогам изучения обратной связи от пассажиров: мы регулярно проводим соответствующие исследования, изучаем мнения людей, их представления о комфортном поезде.
Главная особенность представленных концепций новых некупейных вагонов — модульного и капсульного — их исполнение в габарите «Т», который был ранее стандартом только для пригородных поездов. Фото: «Трансмашхолдинг»
Как проходят эти исследования? Какие требования сегодня предъявляют пассажиры к вагонам дальнего следования и к пассажирскому железнодорожному транспорту в целом — в части комфорта, безопасности, дизайна?
Александр Лошманов: Я бы сказал, что именно пассажир — главный драйвер развития отрасли транспортного машиностроения. Мы должны не просто спроектировать вагон, а в каждый момент времени думать о том, как им будет пользоваться человек, будет ли в нем удобно сидеть, спать, ходить, читать, работать, куда ему поставить вещи, как сделать так, чтобы ничего нет мешало. Комфорт гарантирует и качество времени, проведенного в поезде: человек не чувствует, что теряет его, находясь в пути. Именно обратная связь от людей, их мнения и ощущения позволяют нам ответить на эти вопросы и совершенствовать свой продукт.При этом не могу не отметить, что меняются эти требования очень быстро сейчас, поэтому мы стараемся создавать такой подвижной состав, который был бы актуален долгое время.
Если говорить о форматах нашего взаимодействия с пассажирами, то это прежде всего опросы. Мы проводим их в различных формах и на различных этапах работы над составом. Например, мы свои вагоны создаем сначала в виртуальной среде и уже на первом этапе предлагаем оценить модели пассажирам. Соответственно, обратную связь от них мы можем получить уже на этапе проектирования.
Далее появляются макеты, которые пассажиры могут в прямом смысле слова потрогать, испытать и убедиться, удобно ли, например, расположен поручень, правильно ли светит светильник и так далее. А мы в дальнейшей работе учитываем все замечания и предложения.
Особое внимание персональному пространству — ключевой тренд современного пассажирского машиностроения, отмечают в «Трансмашхолдинге». Фото: «Трансмашхолдинг»
Какие еще новинки в части вагонов поездов дальнего следования ТМХ представлял общественности в последнее время?
Александр Лошманов: Одна из наших последних разработок для дальних железнодорожных перевозок — вагоны двухвагонного сцепа. Как видно из названия, речь идет сразу о двух вагонах. Они соединены между собой герметичным переходом, а служебное помещение для проводников расположено лишь в одном из них. Освободившееся место позволило организовать дополнительное общее пространство для пассажиров и предусмотреть душ, места для установки кофемашины, вендингового аппарата. От сервисной зоны либо санитарных комнат салон поезда теперь отделяют плавно открывающиеся двери, которыми можно управлять с помощью нажатия кнопки. Пассажиры больше не отвлекаются на шум хлопающей двери.
Еще вместо традиционного титана здесь установлены современные пурифайеры — аппараты для раздачи горячей и холодной воды из системы водоснабжения вагона. В ней в свою очередь установлен компактный обеззараживатель воды, который позволяет очистить воду перед подачей.
В этих вагонах, как и во всей пассажирской технике ТМХ, мы установили систему обеззараживания воздуха. Более десяти лет ее устанавливают во все новые и проходящие модернизацию вагоны. То есть мы начали работать над вопросами обеззараживания воздуха задолго до пандемии коронавируса. В основе работы установки — действие бактерицидных ультрафиолетовых ламп большой мощности. Они делают неактивными бактерии и вирусы, проходящие через них. Таким образом, воздух из вагона и с улицы, попадая в систему, обеззараживается и поступает в вагон чистым и безопасным.
Схожим способом обеззараживается и питьевая вода в системе водоснабжения, а также вода, которой моют руки пассажиры. Все обеззараживающие установки прошли испытания во Всероссийском НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора.
В купейных вагонах традиционный столик теперь складывается и откидывается, освобождая в случае необходимости дополнительное место. Верхние полки в сложенном состоянии «сливаются» со стеной, а нижние представляют собой диваны с подголовниками. Розетки и разъемы USB есть как в купейных, так и в некупейных вагонах.
В двухвагонных сцепах есть дополнительное общее пространство для пассажиров и предусмотрен душ, места для установки кофемашины, вендингового аппарата. Фото: «Трансмашхолдинг»
Концепция и модульного, и капсульного некупейного вагонов — одни из проектов, которые ТМХ реализовал в этом году в рамках так называемого года дизайна, объявленного в компании. Чем вызван такой серьезный и глубокий подход к дизайну? Его роль действительно настолько высока в транспортном машиностроении? Какие еще разработки компания реализовала в рамках такого подхода?
Александр Лошманов: Если обратная связь от пассажиров определяет наш подход к тому, что мы будем делать, то дизайн — как мы будем это делать. То есть, если коротко, дизайн — это тот инструмент, с помощью которого мы выполняем требования людей к комфорту, функциональности, эстетике, безопасности всей нашей пассажирской продукции — вагонов поездов дальнего следования, электропоездов, поездов метро. При этом, как я упоминал выше, требования пассажиров меняются стремительно, поэтому мы стараемся опережать запросы. Для этого мы совершенствуем процессы дизайн-проектирования, строимвнутри компании сильную и конкурентоспособную систему креативного инжиниринга, которая станет примером новой, возрожденной российской инженерной школы.
Именно для усиления и развития этих процессов мы объявили в компании уходящий 2020 год — годом дизайна. Он начался с презентации новой дизайн-концепции подвижного состава, которая позже была отмечена международной премией Red Dot Design 2020. За этот год мы изменили систему корпоративного инжиниринга ТМХ, в структуре которой впервые появилась должность шеф-дизайнера. В партнерстве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» компания запустила серию проектов, которые уже сейчас позволяют говорить о трансформации образа российского транспорта. В их числе не только капсульный и модульный вагоны локомотивной тяги в габарите «Т», о которых мы говорили ранее, но и поезд «Москва-2020», а также принципиально новая ливрея для РЖД.
В продолжение этой работы в 2021 году ТМХ планирует запустить более 20 проектов в области промышленного дизайна. В этот список войдут перспективные концепты и разработки, направленные на совершенствование функциональных, эксплуатационных и эстетических характеристик подвижного состава.
В России техника ТМХ широко распространена, а каковы перспективы пассажирской продукции компании за рубежом?
Александр Лошманов: Сегодня ТМХ — не только ведущий российский производитель подвижного состава: на мировом рынке компания входит в топ-4 крупнейших производителей. С учетом того, что все наши продукты разрабатываются по принципу платформенности, они предназначены для различных условий эксплуатации, и это значит, мы можем предложить каждому клиенту продукт, подходящий именно для него. При этом по техническим характеристикам и по уровню оснащенности наши вагоны не уступают зарубежным аналогам.
Кроме того, нашим конкурентным преимуществом является то, что наша техника отвечает гораздо более высоким требованиям с точки зрения прочности, надежности и готовности работать в разных погодных условиях по сравнению с требованиями, установленными, например, в Европе.
В странах СНГ и ближнего зарубежья наша продукция уже пользуется устойчивым спросом. А что касается прицела на завоевание рынков дальнего зарубежья, тут мы готовы предложить не только сами вагоны, но и возможность организации производства и сервисных площадок не территории других стран. Под брендом TMH International нас уже знают в Восточной Европе, в Азии, в Латинской Америке и в Африке. Например, в настоящий момент мы реализуем крупный контракт на поставку 1300 вагонов Египту общей стоимостью более миллиарда евро. И география нашего присутствия постоянно расширяется.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию