16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
18 февраля 2010, 14:37

Российский автопром пытается приподняться

Лента новостей

Январские показатели выпуска автомобильной техники подскочили практически вдвое по сравнению с результатами годичной давности. Ларчик открывается просто: кризисное затоваривание января прошлого года заставило предприятия свернуть производство

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Январские показатели выпуска автомобильной техники подскочили практически вдвое по сравнению с результатами годичной давности. Ларчик открывается просто: кризисное затоваривание в январе 2009 года заставило автопром тотально свернуть производство. Эффект низкой базы и подправил статистику. Но и в нынешнем январе конвейеры многих заводов простаивали, равно как и год назад.

Согласно подсчетам «АСМ-Холдинга», общий объем производства автомобильной техники в России в январе 2010 года составил 44257 единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 91,9%. Несколько меньшие цифры приводятся в отчете Росстата: ранее ведомство сообщило, что январский выпуск составил 43,1 тысячи единиц.

Как бы там ни было, но очевидно, что совокупное производство автотехники на всех заводах России выросло в январе практически в 2 раза.

Легковушки все-таки с конвейеров сходят

Однако за общими цифрами скрывается значительная неравномерность выпуска различных видов автотехники. Так, производство легковых автомобилей в РФ по данным «АСМ-Холдинга», выросло в январе 2010 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,3 раза до 41806 машин. За счет этого и был достигнут общий рост, тогда как выпуск грузовиков и автобусов значительно сократился.

Выпуск легковых автомобилей иностранных брендов вырос в январе на 46,9% до 26340 единиц, а в режиме промышленной сборки — на 57,4% (20533 машин). Особенно высокий темп роста — почти в 55 раз или до 15466 штук — был зафиксирован у производителей отечественных моделей. Кстати, практически весь рост производства отечественных легковых автомобилей в январе стал заслугой «АвтоВАЗа», который собрал в этом месяце 15392 автомобиля, тогда как другие крупные производители отечественных брендов, — ГАЗ, УАЗ и «ИжАвто» — фактически сработали в ноль, без роста по отношению к январю 2009 года.

Однако сам феномен значительного роста месячного легкового автопроизводства объясняется предельно просто: год назад авторынок рухнул, поэтому в январе прошлого года у дилеров копились огромные нереализованные остатки, которые многие из них продавали вплоть до поздней осени. Неудивительно, что по сравнению с 282 машинами, выпущенными в январе 2009 года, количество машин, сошедших с конвейеров традиционных отечественных производителей в прошлом месяце, смотрится просто феноменально.

«База для сравнения изменения выпуска автомобилей оказалась сильно заниженной, в результате чего и получились такие высокие темпы роста», — комментирует январскую статистику аналитик ИК «Вестига» Дмитрий Дорофеев. Он отметил, что в целом 2009 год был очень трудным для автопроизводителей, и резкое падение спроса на продукцию, и высокие фиксированные издержки значительно увеличили долговую нагрузку предприятий, что в совокупности с ростом процентных ставок, поставило автопроизводителей в тяжелейшее финансовое положение. «В случае неоказания государством финансовой помощи, многие предприятия уже были бы банкротами», — считает аналитик.

Он констатирует, что на рынке происходит перераспределение спроса в сторону более качественных зарубежных моделей автомобилей, выпускаемых филиалами и совместными предприятиями мировых автопроизводителей. В результате падение продаж отечественных марок сводит рентабельность их производства к нулю. «Без поддержки государства большинство российских производителей просто неконкурентоспособно. Именно поэтому государство должно продолжить проводить политику по привлечению иностранных автомобильных концернов в страну, и обеспечить их вхождение в состав акционеров отечественных компаний, что поможет внедрить более эффективные технологии производства автомобилей и создаст все предпосылки для окончательного формирования мощного автомобильного кластера в стране»

Грузовики выезжают на КАМАЗе

Что касается производства грузовиков, то, увы, оно в январе продолжало сокращаться. Общий объем выпуска, по данным «АСМ-Холдинга», упал на 47,4% или до 2174 единиц (по данным Росстата — на 27% или до 3 тысяч), тогда как объем выпуска в январе 2010 года грузовиков иностранных моделей снизился значительно меньше: на 22,2% до 266 машин.

Отметим, что существенное увеличение объема производства в январе имело место только на КАМАЗе, где собрали 1682 автомобиля (+57,2%). Высокие темпы роста производства отмечены у ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), Саранского завода автосамосвалов и ООО «Ивеко-АМТ». Однако объемы выпуска этих производителей измеряются единицами и малозаметны на общем депрессивном фоне.

Снизили объемы производства грузовиков и такие заводы, как ЗИЛ (39 единиц или -73,6%), «Урал» (148, -55,2%), «ТагАЗ» (11, -96,3%). И, к сожалению, не выпустили ни одного грузового автомобиля УАЗ и крупнейший российский производитель коммерческих автомобилей ГАЗ (против 2258 единиц в январе 2009 года). Простой этих заводов и стал главной причиной январского падения производства грузовых автомобилей в стране в целом.

Автобусы совсем «не катят»

И, наконец, производство автобусов в январе 2010 года показало самую низкую динамику из всех категорий автомобильной техники: падение выпуска составило 60,4% или до 285 единиц (По данным Росстата, до 282 и -64,8%). Росстат также сообщил, что выпуск троллейбусов составил 19 единиц (-36,7%), и отметил значительно меньшее снижение выпуска иностранных моделей: на 21,1% или до 153 единиц.

В этом сегменте существенный рост зафиксирован только для НЕФАЗе (до 43 единиц, +168,8%). Отмечен 9% рост и на ПАЗе (до 73 единиц). У большинства же других производителей автобусов имело место снижение производства или его приостановка. Решающее негативное воздействие на показатель общего объема производства автобусов в январе оказало полное отсутствие выпуска микроавтобусов на ГАЗе (в январе 2009 года завод выпустил 456 машин).

Что касается перспектив, то, как считает Дмитрий Дорофеев, в 2010 году в связи с понижением ставок по кредитам и появлением отложенного спроса потребителей ожидается рост авторынка на 15–20%, чему также будет способствовать запуск 8 марта программы по утилизации автомобилей.

По его мнению, основными бенефициарами данной программы станут машины «АвтоВАЗа», который намерен продать по ней около 100 тысяч авто из годового плана в 460 тысяч, и автомобили компании Ford, которая вводит скидки и специально выпустит урезанные версии Ford Focus (Ford Focus LE и т. п.) по весьма привлекательным ценам: так, трехдверный хетчбэк будет стоить от 389 тысяч рублей.

«На данном фоне планы «АвтоВАЗа» по значительному росту продаж, в совокупности с недавним повышением цен автопроизводителя, выглядят сильно завышенными. На данный момент на складах «АвтоВАЗа» числится 55 тысяч автомобилей, что также будет давить на производителя. И поэтому дальнейший рост выпуска компанией будет весьма ограничен», — заявил эксперт BFM.ru .

В то же время ожидается рост производства грузовиков на КАМАЗе, который вызовет появление устойчивого инвестиционного спроса на продукцию компании. «Одни из самых хороших перспектив имеют и производства Sollers, так как диверсификация выпуска сможет позволить компании значительно нарастить объемы продаж своих автомобилей и создать крупного игрока российского рынка», — заключил Дмитрий Дорофеев.

О значительном потенциале автомобильного рынка свидетельствуют и данные иследования компании Profi Online Research, оказавшиеся в распоряжении BFM.ru. Они свидетельствуют, что 81% автовладельцев подумывают о смене машины в ближайшие несколько лет. Причем, в течение ближайших 1-2-х лет планируют это сделать более 1/3 участников исследования. А порядка четверти опрошенных готовы сменить автомобиль в более короткие сроки — от 6 месяцев до 1 года.

Правда, финансовый кризис все-таки стал причиной того, что почти половина участников исследования была вынуждена отложить смену машины, а в целом спад в экономике оказал влияние на 2/3 участников исследования, планировавших сменить авто. Однако, по данным иследования, на планы 1/3 опрошенных кризис влияния не оказал.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию