16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.35 / ₽ 7967
  • RTS1126.61
22 декабря 2020, 07:44 Недвижимость

Цифровизация — 2020: «Все произойдет само собой — процесс запущен, часики тикают»

Лента новостей

BFM.ru спросил у игроков рынка недвижимости, на каком уровне цифровизации, по их мнению, он находится и какой вклад в этот процесс внес 2020 год

Фото: depositphotos.com

В конце ноября транспортная отрасль получила первую оценку своей «цифровой зрелости». 80% компаний транспортной отрасли России внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, более половины транспортных и логистических предприятий приступили к реализации собственных стратегий цифровой трансформации. При этом главные барьеры цифровизации транспорта — отсутствие кадров и компетенций, слабая доступность финансовых ресурсов и неполная «зрелость» экосистемы поставщиков цифровых решений. Таковы результаты исследования консалтинговой компании Strategy Partners, проведенного по заказу Минцифры России.

Сферу real estate пока столь серьезно, кажется, не тестировали, но в этом году слова «диджитализация», «онлайн-продукты», «цифровая трансформация», «BIM-технологии», PropTech, big data, smart city и прочие умные термины звучали на рынке недвижимости если не чаще, то уж точно не реже, чем словосочетания «государственная поддержка», «проектное финансирование» и «льготная ипотека».

Наверное, подводя цифровые итоги года, надо рассказать о массовом переходе девелоперов и риелторов на онлайн-сделки во время весеннего локдауна. Привести слова профильного вице-премьера Марата Хуснуллина, заявившего на Российской неделе ГЧП 2020, что «необходимо менять подходы к управлению строительством в России, в частности переходить на цифровые системы» и что «переход на правильную систему управления, включая BIM-технологии, позволит снизить нам по отдельным видам стройки себестоимость до 20%». Кивнуть в сторону только что представленного нового «IQ городов» — индекса цифровизации городского хозяйства, который рассчитывает Минстрой (кстати, по оценкам ведомства, в целом российские города за год добились роста показателя на 18,56%, первую тройку IQ-рейтинга среди крупнейших городов составили Москва, Екатеринбург и Казань, а среди крупных — Химки, Тюмень и Балашиха). Упомянуть про последствия знакового события 2019 года, в котором Россия совершила своеобразный прорыв: 1 июля 2019 года был принят 151-й федеральный закон, в рамках которого в Градостроительном кодексе впервые были закреплены понятия «информационное моделирование» и «классификатор строительной информации». Привести пару конкретных плюс-минус прорывных примеров — хотя их в этом году была даже не пара, а больше. Словом, соорудить классический «отчетник» — в данном случае на цифровую тематику.

Но BFM.ru решил предоставить слово профессионалам, цифровой взгляд которых простирается заметно дальше онлайн-сделок и электронного документооборота — при всей очевидной нужности этих вещей. Мы попросили самих игроков рынка оценить общий уровень его цифровизации, вклад, который внес в этот процесс уходящий 2020 год, и достаточность усилий бизнеса и государства для цифровой трансформации недвижимого сегмента, традиционно считающегося одним из самых консервативных.

Михаил Викторов, руководитель комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое

«В стройке благодаря пандемии мы очень серьезно двинулись вперед, и если оценивать по десятибалльной шкале, с прежних двух-трех баллов мы уже достигли пяти. Что касается BIM, то главный результат не только последнего, а нескольких последних лет в том, что BIM-проектирование теперь официальный, закрепленный в законодательстве процесс. К тому же в конце года вышел классификатор строительной информации — фактически BIM-скелет: методика, кодификация узлов, оборудования, материалов — все это будет использовано уже в следующем году как основа для проектирования и сдачи проекта в экспертизу с последующим цифровым контролем. Помимо BIM-технологий я хотел бы отметить такое важное для развития строительства направление, как smart-моделирование, в рамках которого разрабатываются программы, позволяющие взять земельный участок определенной площади с заложенными технико-экономическими параметрами и вытянуть из него максимум пользы с точки зрения квадратных метров, но при этом найти для запланированного объекта стилистически яркую и архитектурно интересную конфигурацию, продумать сочетание какого-нибудь традиционного монолита или кирпича с каким-нибудь совсем нетрадиционным для городских улиц деревом… Думаю, такие технологии в 2021 году будут активно внедряться в строительную практику, а дома-интарсии станут просто его открытием.

Главный государственный рычаг — льготирование. Как государство может обеспечить активное внедрение BIM-проектирования? В первую очередь предоставив возможность сократить сроки прохождения экспертизы и список необходимых документов. Стоит сделать более либеральным строительный надзор: поскольку при применении BIM-технологий качество и проектирования, и строительства существенно выше, инспектору дозволительно осуществлять контроль дистанционно, делая личные визиты необходимым исключением. Ведь сейчас при проектном финансировании для строителя формула «время — деньги» вполне осязаема. Еще один аспект государственной работы — поддержка нашей IT-сферы. Да, есть лидеры — разработчики программного обеспечения BIM, и, по сути, пока удел российских программистов — это прикладные программы. Но разработать и внедрить существенно более дешевый, но не менее качественный отечественный BIM-продукт — хороший шаг, который позволит перейти на российский софт, сэкономив немалые средства. Но только государство может заставить IT-гигантов обратить внимание на строительную сферу. И, конечно, налогообложение: предоставляя те или иные налоговые льготы стройкам, ведущимся по новейшим технологиям, государство стимулирует девелоперов направлять средства в новое оборудование, в программное обеспечение, в лицензии и в какой-то мере позволяет снижать риски от экспериментов с новыми строительными материалами».

Вениамин Голубицкий, президент ГК «Кортрос»

«Цифровизация строительной отрасли только набирает обороты, и если оценивать этот процесс по предложенной шкале, то середину мы уже перешагнули и с каждым кварталом набираем все большие обороты. В первую очередь многие начали с внутренней оптимизации. Например, переход на электронный документооборот ускорил работу многих подразделений. Безусловно, в этом году сложившаяся в мире ситуация заставила оцифровывать бизнес практически на ходу, меняя привычную коммуникацию внутри компании и с клиентом на цифровой лад. Благодаря такой общественной встряске компании были вынуждены переходить на цифровые решения максимально оперативно, тестируя всевозможные сервисы.

Мы уже несколько лет занимаемся цифровой трансформацией бизнес-процессов и особое внимание уделяем решениям, направленным на коммуникации с клиентом. Благодаря реализованным кейсам мы стали к нашим клиентам ближе, а путь до сделки — быстрее и прозрачнее. Кроме того, компания прошла значительный путь от внедрения технологий «умной» квартиры — через технологии «умного» дома — к разработкам «умного» района. ЖК «Академический» в Екатеринбурге стал первым в России полностью заново построенным и статуированным районом, а это создает предпосылки для его последующего развития на единой и современной цифровой платформе. Если говорить про «сложные» направления в рамках области, то это сама стройка. Мы, например, постоянно наращиваем цифровые квалификации в этой части: BIM, цифровые двойники, но контроль и ответственность за сам процесс строительства все-таки остается у людей.

Если обратиться к открытым цифрам, мы увидим, что цифровизация строительства в РФ занимает одну из самых низких позиций по сравнению с остальными сферами. Чтобы действительно был результат, необходимо участие всех: от государства нужно регламентирование и помощь в построении единой цифровой экосистемы нашей отрасли, крупные игроки уже выстраивают свои бизнес-процессы на цифровой лад и формируют цифровой продукт, практически каждый потребитель в современном мире уже пользуется цифровыми услугами и устройствами. Мир преобразовывается с помощью цифровых инструментов».

Андрей Золотарев, CDTO и партнер группы КТБ железобетон (АО «КТБ ЖБ»)

«Пандемия и переход на удаленку изменили привычные для рынка недвижимости форматы работы. Автоматизация и перевод в онлайн части задач — это в принципе мировой тренд, но в 2020 году в этой области состоялся прорыв. Цифровые платформы стали использоваться практически во всех процессах: покупка, продажа, аренда, ремонт, юридические и финансовые услуги и многое другое, они стали появляться даже в тех областях, где до пандемии их вводить не планировали. Такие платформы (например, Pik.pro, электронная площадка «Наймикс») разрабатывают и вводят застройщики для координации всех строительных процессов: система объединяет и организует взаимодействие между большим числом различных участников (подрядчиками, работниками, инженерами и так далее), которые раньше не взаимодействовали. В ближайшем будущем цифровые платформы могут существенно изменить состав участников рынка, и именно держатели платформ будут устанавливать рыночные правила игры. Что касается общего развития отрасли, все-таки в первую очередь в этом направлении должен работать бизнес. Государство, по моему мнению, должно создавать условия для развития цифровой инфраструктуры и совершенствовать регулирование налогообложения в этой области. Цифровизация меняет структуру взаимодействия участников рынка, процессы становятся прозрачными, и в силах государства упростить эти процессы, чтобы бизнес работал максимально эффективно».

Алексей Игошин, генеральный директор технологичного агентства Homeapp

«На сегодняшний день уровень «цифровой зрелости» нашей отрасли я бы оценил на два-три балла по десятибалльной шкале. В Америке PropTech активно развивается уже десять лет, агентства недвижимости, цифровые платформы, интернет-реклама стали «единорогами» — вспомним Airbnb, Compass, Redfin. К нам волна дошла не сразу, и термин PropTech только пару лет назад прочно вошел в практику, что сразу вызвало ряд громких заявлений. Весь современный мир держится на «цифре», но в недвижимости пока мало кто этим занимается. Да, топовые компании-застройщики внедряют BIM-технологии, ERP-системы управления недвижимостью и так далее, но другие даже не заявляют о технологиях. Среди агентств недвижимости у нашей Homeapp должно быть еще с десяток технологичных конкурентов, а пока ни одного. Но в 2020 году PropTech стал модным: вирусная ситуация активизировала работу отрасли с технологиями и сработала как ускоритель ее дальнейшего роста. На большом и конкурентном рынке недвижимости на передний план вышел переход с аналогового на цифровой режим работы, вышли технологии, которые могут упростить и сделать более эффективными рабочие процессы и транзакции. Прогресс большой, оцифровано много отдельных блоков, направленных на рост производительности компаний и скорости принятия решений (прежде всего речь идет об онлайн-сделках и онлайн-оформлении документов), но пока все это разрозненные части, почти ни у кого нет комплексного подхода, единого механизма. Технологии ведь нужны не ради технологий, а чтобы выиграть в конкурентной борьбе за счет более качественного сервиса или результативной экономики, поэтому востребованны технологии, повышающие эффективность бизнеса как такового. Все, кто не сможет перестроиться, постепенно уйдут с рынка, в горизонте трех-пяти лет рынок недвижимости очень сильно поменяется: все произойдет само собой — процесс запущен, часики тикают.

От кого это зависит? Государство на рынке недвижимости практически не присутствует как регулятор — если сравнивать с другими отраслями. Все-таки недвижимость — это в первую очередь потребительский рынок, и он зависит прежде всего от требований потребителей к сервису и качеству и от возможностей профессиональных игроков. Главная проблема и тормоз развития PropTech — просто сумасшедший кадровый голод: очень мало специалистов, разбирающихся в теме. К тому же недвижимость — очень сложный бизнес в плане внедрения инноваций, потому что культурный код застройщиков и агентств недвижимости сильно отличается от культурного кода разработчиков цифровых продуктов, происходит смешение очень разных культур. Поэтому, возможно, серьезное препятствие — не отсутствие денег или желания, а элементарное непонимание, как это сделать. Компаниям нужен многопрофильный специалист, который одновременно разработчик, маркетолог, специалист по строительству, продажам и так далее, кто умеет из искусственного интеллекта сделать бизнес-инструмент, помогающий решить проблему конкретного клиента или бизнеса в целом. А такие люди в России наперечет. В самой IT-сфере процессы давно отлажены, но людям оттуда тяжело переходить в PropTech — они не понимают отрасль, разговаривают с застройщиками на разных языках. Одно из решений проблемы — наращивание инвестиций в PropTech-стартапы на совсем ранней стадии. Возможно, с первого и даже со второго раза у них ничего не выйдет, но в третий раз может родиться действительно интересный продукт, а главное — это позволит маленьким командам получить необходимый опыт и вырасти».

Кирилл Малышев, сооснователь InState Property Management Software, партнер проекта проптех.рф

«Уровень цифровизации рынка недвижимости и строительства я бы оценил в три балла из десяти. Безусловно, среди достижений этого года то, что участники рынка начали расширенно интересоваться технологическими решениями и планировать развитие инновационных программ внутри компаний. Появились новые технологические компании, разработавшие новые решения для рынка, заметно выросло число конкретных внедрений. Однако если сравнивать российский рынок с европейскими, многое для развития «цифры» у нас в стране либо делается медленно, либо не делается вообще.

Что бы я считал необходимым сделать в первую очередь? Создать информационные ресурсы, позволяющие быстро найти решения для своих задач и, наоборот, предложить собственные решения рынку. Запустить систему субсидирования и инвестирования в молодые и растущие компании — то есть фактически необходимо создать рынок венчурного финансирования. Конечно, необходимо активизировать работу государства по созданию законодательной основы для использования технологии блокчейн, криптовалют, токенов и AI. А еще обеспечить возможности для работы компаний не только на территории РФ, но и на иностранных рынках».

Наконец, по мнению Кирилла Малышева, нужно начать привлекать коммерческие технологические компании к цифровизации государственных институтов и компаний, а также предоставить коммерческим компаниям возможность использовать данные, накопленные в госсекторе. Пока же, как отмечает эксперт, государство активно разрабатывает решения самостоятельно и затем оставляет их в собственном контуре, не открывая бизнесу доступ к аккумулируемым данным.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию