16+
Вторник, 26 января 2021
  • BRENT $ 55.25 / ₽ 4164
  • RTS1412.02
25 декабря 2020, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Подводим итоги 11 месяцев 2020 года. Главная цифра: погрузка за январь-ноябрь снизилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подробно о причинах говорить не будем, они и так понятны. Но заметим, что сохранилась тенденция постепенного сокращения отставания. В ноябре железнодорожникам совсем чуть-чуть не хватило, чтобы достигнуть результатов ноября 2019 года, помешала непогода в Приморье. Ледяной коллапс на несколько дней парализовал работу портов, а восток является ключевым направление, в том числе для самого массового груза железных дорог — каменного угля. Но сегодня обсудим другую важную тенденцию. Рост контейнерных перевозок. Они по итогам одиннадцати месяцев выросли на 16,5%. Продолжает управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Контейнерный оборот растет, растет хорошо. Растет парк, груженый оборот вырос за год почти на 18%, почти 8% прибавил и внутренний оборот. Мы движемся к очень хорошим цифрам — к 6 млн TEU оборота, и это практически рекорд. Если брать в целом, то у нас растут по экспорту и пиломатериалы, и бумага, и металлы. Растет у нас даже импорт, как ни странно, по той простой причине, что через сухопутную границу у него очень дешевая логистика

Контейнеры — самый современный и безопасный способ грузоперевозок. И самый удобный: не требуется перегружать товары, они легко перемещаются с одного вида транспорта на другой — железнодорожный, морской, автомобильный. Но, вернемся к цифрам. Контейнерные перевозки растут по всем направлениям: внутренние, экспортные, импортные, транзитные. Транзит контейнеров за 11 месяцев вырос больше, чем на треть. Это важно, потому что речь идет о глобальной международной торговле, и роль России в ней как транспортера — увеличивается. Есть к чему стремиться, говорит наш эксперт.

На сегодняшний день, если рассматривать торговлю Китай — Европа —Китай, занимаем порядка 6-7% от этой торговли. Это очень хороший результат, есть к чему дальше стремиться. Есть масса всяких трудностей, но на самом деле, почти все они внешние: слабая диспетчеризация на океанских просторах, огромное скопление порожних контейнеров, которые не возвращаются в торговлю в Соединенных Штатах, из-за этого огромный дисбаланс. А причина этого, в первую очередь, баланс торговли между Китаем и США.

Росту способствует восстановление Китая после пандемии. А также, как отметил аналитик — преимущество железнодорожных перевозок в контейнерах по сравнению с другими видами транспорта. И если грузы в порту или на автомобильных пунктах пропуска простаивают, то по железной дороге они идут без задержек. Доходило до того, что везти груз в контейнерах по железной дороге получалось быстрее, чем на самолете. Скорость, в том числе, обеспечили бесконтактный режим и цифровые технологии. Теперь, непосредственно о грузах, которые идут в контейнерах. По большинству групп отмечается рост. Например, перевозки химикатов выросли на четверть, промтоваров, станков и двигателей — на 30%, зерна — на 40%, то есть почти в полтора раза.

Важны экспортные, в первую очередь, грузы. У нас весь спектр, в этом году практически весь пищевой спектр добавился. Его, правда, не так много, но, тем не менее, он экспортируется в рефрижераторных контейнерах.Также идет на экспорт огромное количество пиломатериалов, бумаги, целлюлозы, картона. Картон вообще хит сезона последние несколько лет, и он будет продолжать расти, потому что все мы как обыватели прекрасно видим, сколько картонных упаковок генерируют вокруг себя интернет-магазины, и, следовательно, Китай будет потребителем картона еще долгие годы в огромных количествах. Контейнеризация растет быстрее, чем любые объемы экспорта.

В заключение, вернемся к главной цифре по общей погрузке на сеть РЖД. Минус 3% — это лучше, чем ожидалось, учитывая ту глобальную проблему, с которой мир столкнулся в 2020 году. Главный вклад в падение внесли перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, но на этом фоне продолжился рост у лидеров. Удобрения прибавили больше, чем на 7,5%, зерно выросло на 38%, чему способствовал очередной рекордный урожай. И отметим строительные грузы, они прибавили почти 6%, а цемент, его считают отдельно, достиг почти 13,5%. Здесь можно увидеть прямую связь с реализацией нацпроектов по строительству жилья и автодорог. Тем более, что стройку, в отличие от других отраслей, не замораживали. Итоги 11 месяцев близки к итогам года. Но окончательную цифру обсудим уже в январе 2021 года. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию