16+
Воскресенье, 24 января 2021
  • BRENT $ 55.21 / ₽ 4157
  • RTS1418.29
24 декабря 2020, 07:11 Недвижимость

Закон о комплексном развитии территорий: дьявол по-прежнему кроется в деталях

Лента новостей

Как и было обещано, закон о КРТ, который вопреки настойчивым возражениям и объяснениям регулятора многие продолжают называть законом о всероссийской реновации, принят Госдумой в третьем чтении

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Закон о комплексном развитии территорий с самого начала восприняли неоднозначно. Еще осенью в процессе обсуждения законопроекта в его адрес звучали весьма резкие отзывы. Если кратко, критики говорили, что он не только сохраняет все отрицательные моменты существующего регулирования КРТ, которое так и не нашло применения на практике, но еще и усугубляет проблемы развития застроенных территорий.

В беседе с Business FM президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков подчеркивал, что насчет самой законодательной концепции все за, но без доработок не обойтись. Действительно, после принятия закона в первом чтении замечания к документу были и у профессиональных игроков рынка, и у всех ответственных думских комитетов. И довольно четко обозначились три ключевых, о которых радиостанции рассказывали в Общественном совете при Минстрое: как и в действующем регулировании, в законопроекте сохраняется слабая описательная часть и слабая градостроительная обоснованность необходимости реализации проектов КРТ; несмотря на то что тема добровольности вхождения в программу КРТ, учета мнения собственников, компенсаций на рыночных условиях в законопроекте поднимается, он все-таки не в полной мере обеспечивает гарантии имущественных и жилищных прав граждан; законопроект нарушает базовые принципы градостроительного регулирования, что в крайних случаях может привести к настоящему административному диктату на местах.

В итоге 73 внесенные поправки было предложено отклонить, 58 — принять. В частности, ко второму чтению исключена наиболее критикуемая оговорка о том, что КРТ осуществляется в отношении застроенной территории, 50% которой занимают дома, включенные в адресные программы сноса и реконструкции. Вот как оценивает произошедшие в законопроекте изменения первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Сергей Пахомов первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ «Если коротко, то главным результатом работы стало само определение комплексного развития территорий, которое было сформировано. Определены цели КРТ, их виды, критерии к территории жилой застройки, в отношении которой будет проводиться комплексное развитие территории, а также более детально прописан порядок принятия и реализации решения о КРТ. В частности, одной из важнейших поправок является то, что комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, где располагаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими не только сносу, но и реконструкции. Критерии соответствия таким объектам прописаны более детально, чем было в первом чтении. Согласно документу, такие критерии будет определять сам субъект РФ, исходя из степени износа основных конструктивных элементов здания, совокупной стоимости работ по капитальному ремонту, соответствия дома объекту, построенному в период индустриального домостроения по типовому проекту, и так далее. Законопроект также предлагает норму, согласно которой собственники помещений тех домов, которые входят в КРТ, будут освобождены от взносов на капремонт. Кроме того, поправки вносят изменения в части ответственности лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки. Определены порядок и процедура проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу принятия решения о включении дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию территорий, а также принятия решения об исключении многоквартирного дома из границ такой территории».

Как подчеркивает Сергей Пахомов, в текстах поправок были учтены, прописаны более детально и качественно очень многие моменты, предложенные главой комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской. Например, для того чтобы принять решение, что дом входит в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, должно проголосовать две трети от всего числа собственников. К тому же теперь закон отменяет все спецпорядки принятия решений.

Важными являются поправки в Жилищный кодекс, которые вводят новые нормы в части обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки. Так, в случае если многоквартирный дом попадет под КРТ, собственникам, которые освобождают свои помещения в многоквартирных домах, будет предоставлено равноценное возмещение либо другое жилое помещение.

Законопроект также позволяет субъекту, если у него есть финансовая возможность, решить вопросы с очередниками. «Огромное число граждан сегодня живет в аварийном и ветхом жилье и ждет, когда наконец они смогут переехать. Бюджетных средств на это не хватит, поэтому законопроект и является тем инструментом, который позволит объединить средства федерального и регионального бюджетов, частных инвесторов и тех программ развития, которые существуют у нас в стране», — отмечает Сергей Пахомов. Один из важнейших моментов новой версии документа учитывает часто возникающее у очередников желание увеличить жилплощадь при переселении. В законопроекте прописана возможность дополнительного приобретения квадратных метров, в том числе и при помощи ипотеки.

Наконец, в измененной редакции законопроекта прописано буквально следующее: документ учитывает, что вся работа с объектами культурного наследия ведется в соответствии с действующими законодательством. Никаких норм изъятий там нет, подчеркивает Сергей Пахомов.

По словам председателя думского комитета по транспорту и строительству Евгения Москвичева, в проекте закона учтены предложения депутатов всех фракций. «Поэтому документ получился устойчивым, в нем подробно расписаны все направления, отражены вопросы по индивидуальному жилью, многоквартирным домам, которые являются аварийными либо ветхими. Все права граждан защищены. Мы дважды с Маратом Хуснуллиным провели селекторы по данному законопроекту. В пятницу (18 декабря. — Business FM) состоялось заседание комитета с участием авторов поправок и подробным обсуждением каждой из них. Все регионы проект закона поддержали», — сказал Москвичев. Кстати, профильный вице-премьер Марат Хуснуллин, давая оценку ситуации с ветхим и аварийным жильем, подчеркнул, что «в этом году мы идем с опережением по программе расселения и рассчитываем, что данный закон даст возможность значительно ускорить сроки расселения ветхого и аварийного жилья».

Однако на фоне, казалось бы, всеобщего одобрения звучат и прямо противоположные мнения. Так, в беседе с Business FM президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева прямо заявила: принимать закон о КРТ в его существующем виде было нельзя.

«К моему большому сожалению, принятый законопроект о комплексном развитии территорий все еще остается, на наш взгляд, неприемлемым. Есть некоторые улучшения, в частности, установлены критерии в отношении тех зданий, которые могут располагаться на территории КРТ. Но эти критерии не всегда действительно говорят о том, что эти здания должны быть снесены или реконструированы. Например, наличие критерия, что это «типовой проект индустриального домостроения» — я имею в виду многоквартирный дом — на мой взгляд, совершенно не является основанием для того, чтобы этот дом сносить или реконструировать. Так можно снести целые микрорайоны, построенные в 1980-е годы, которые являются замечательным жильем на фоне другой нашей застройки. Или такой критерий, как несоответствие градостроительному регламенту, тоже неоднозначен. Это первое. Второе: на мой взгляд, так и не обеспечены равные и достойные гарантии гражданам, которые будут переселяться из жилья на этой территории. И третье: в принятом законопроекте, как и в первом чтении, игнорируются наши генеральные планы городов, правила землепользования и застройки в угоду административным решениям по комплексному развитию территорий.

Поэтому, если говорить в целом, удивляет, что этот законопроект принят. И самое базовое нарушение в нем — это, на мой взгляд, нарушение прав собственности. К собственникам относятся в законопроекте неуважительно, и людям, которые будут переселяться с этих территорий, не обеспечиваются должные жилищные гарантии. И сделать с этим ничего нельзя, уже все. Поезд ушел».

Точнее, как отмечает Надежда Косарева, сделать можно — только если законопроект не одобрит Совет Федерации или не подпишет президент. «Но я практически уверена, что этот законопроект будет принят. И вряд ли, очень вряд ли удастся вселить в Совет Федерации какие-то сомнения», — считает эксперт. Остается надежда на потом — а именно на возможность вносить в правила работы с КРТ поправки с помощью новых законов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию