16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.51
1 февраля 2021, 12:34 Общество

Участники рынка предупредили о росте цен на импортные товары из-за подорожания морских перевозок

Лента новостей

Рост цен связан с дефицитом контейнеров в Китае. Особенно сильно могут подорожать обувь, бытовая техника, мебель и еда, предупреждают эксперты

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Обновлено в 18:40

Из-за высокой стоимости морских перевозок в ближайшее время ожидается рост цен сразу на несколько категорий импортируемых в Россию товаров. Об этом РБК сообщили участники рынка из нескольких отраслей.

По их словам, ожидаемый рост цен связан с дефицитом контейнеров в Китае, из-за чего стоимость морских перевозок существенно выросла. О проблеме Business FM рассказал руководитель российского отделения компании 1 Kargo Евгений Силантьев.

— Цена действительно выросла в два-три раза, причем именно из-за нехватки контейнеров при отгрузке из Шанхая и Шэньчжэня. Ситуация двоякая. С одной стороны, вроде как Китай, Америка, какие-то взаимоотношения, и очень много ушло кораблей в Америку, и те контейнеры оттуда не вернулись. Либо это внутренняя китайская политика, непонятно почему, но контейнеры не даются, то есть нельзя физически погрузить свой товар. Ты записываешься в очередь — стандартная запись, которой всегда пользовались, — и цены там выросли, может быть, процентов на 50. Если ты хочешь пойти вне очереди и тебе срочно надо, нужно платить за это дополнительные деньги.

— На ценах для потребителей это все как отразится?

— Пока еще это сильно не отразилось. Я общаюсь с предпринимателями, бизнесменами. Люди в очень щадящем режиме повышают цены, на какие-то 3-10%, оставляют себе минимальную маржинальность, потому что у кого-то были запасы, кто-то закупил товар, но из-за пандемии его не продал, и сейчас как раз была возможность те товары, которые залежались в России, продавать. И вот этого подъема цены мы еще не ощутили, я думаю, это будет ближе к весне, к осени.

Первый заместитель генерального директора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» Карен Степанян говорит, что подорожание морских перевозок связано с увеличением стоимости топлива. Это, по мнению собеседника радиостанции, не сильно скажется на товарах.

— Одна из причин — это, конечно, повышение цен на топливо, у которого есть несколько предпосылок. Первое — сезонное подорожание топлива, второе — новые экологические требования, которые постепенно вводятся к судам, к выбросам в атмосферу. Судовладельцев в настоящее время вынуждают на законодательном уровне использовать сорта топлива с низким содержанием серы, а приготовление такого топлива намного дороже, чем традиционные сорта, которые использовались до этого.

— Подорожание уже достигло какого-то пика или цены будут расти дальше?

— Морские перевозки — это циклическая вещь. Я не удивлюсь, если завтра будет снижение цен на перевозки по каким-то причинам. Опять же, сезонное понижение цен на топливо, сезонное понижение стоимости перевозок. Снижение объемов перевозки вызовет опять понижение цен, демпинг со стороны судовладельцев. Здесь трудно сказать, насколько это будет иметь последствия.

— Насколько сильный был рост стоимости топлива? Сколько ждать повышения окончательных потребительских цен на товары?

— Здесь нельзя проводить прямые параллели, потому что, если цена на топливо выросла на 15%, это даст, наверное, десятые доли процента подорожания товаров. Потому что там намного больше факторов, которые влияют на подорожание уже конечного товара на прилавке, чем цена на топливо.

Какую часть в стоимости товара занимают морские перевозки? Комментирует генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов:

Алексей БезбородовАлексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства Infranews «Контейнеры именно для того и были изобретены и развиваются, чтобы стоимость доставки груза в них практически никак не влияла на конечную стоимость. В тихие и спокойные времена в одной футболке китайского производства стоимость логистики составляет где-то 0,1 цента, в одном видеомагнитофоне, DVD-проигрывателе лет пять-шесть назад это были 10 центов. В уже собранном холодильнике стоимость логистики где-то порядка 15 долларов. От того, что в холодильнике стоимость в логистике будет не 15 долларов, а 30 долларов, его розничная стоимость не изменится. Ни футболки, ни обуви, ничего. В обуви, которая идет через сухопутную границу, даже при самой высокой стоимости контейнера при доставке, когда совсем дефицит будет, в обуви стоимость повысится где-то примерно с 1 цента до 3 центов».

В свою очередь эксперты, с которым беседовало РБК, отмечают, что особенно сильно могут вырасти цены на обувь, бытовую технику, мебель и еду.

Позднее Business FM получила комментарий Минэкономразвития. По данным ведомства, подорожания товаров из-за перевозок ожидать не стоит. Вот что еще сказала исполняющая обязанности директора департамента аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности министерства Елена Мельникова:

Елена Мельникова исполняющая обязанности директора департамента аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития «Колебания стоимости фрахта, по оценкам Минэкономразвития, не оказали существенного влияния на стоимость потребительских товаров на полках российских магазинов. И это абсолютно закономерно, потому что доля расходов на транспортировку грузов морским транспортом в общем объеме затрат составляет менее 1%. Если мы посмотрим статистику ФТС, это предварительные недельные данные, которые публикуются, мы увидим, что в истекшем месяце импортные цены на основные категории российских потребительских товаров снижались, и снижение это составило 4,7% по отношению к прошлому месяцу. Если сравнивать с началом 2020 года, то цены несколько выросли, но этот рост значительно уступает инфляции в целом по стране. Я вижу в этом, наверное, общий уровень неопределенности, который сейчас существует в экономике, и такие психологические аспекты, когда и бизнес, и население очень чутко реагируют на различные новости».

Торговые сети о проблемах с морскими перевозками товаров не сообщали, заявили ТАСС в Ассоциации компаний розничной торговли. Там отметили, что «запасы товаров традиционно поддерживаются на высоком уровне».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию