16+
Суббота, 6 марта 2021
  • BRENT $ 67.28 / ₽ 4992
  • RTS1447.46
17 февраля 2021, 12:43 Общество

Правительство пытается решить проблему топливного кризиса на Дальнем Востоке

Лента новостей

Минэнерго предлагает Минфину субсидировать перевозку нефтепродуктов потребителям региона. Почему возникли проблемы с топливом?

Очередь на АЗС в Хабаровске.
Очередь на АЗС в Хабаровске. Фото: Денис Дмитриев/ТАСС

Обновлено в 15:09

Минэнерго предлагает Минфину субсидировать перевозку нефтепродуктов потребителям региона. Субсидия должна сократить транспортный диспаритет на Дальнем Востоке, который сказывается на конечных оптовых ценах. Благодаря этой мере количество НПЗ-грузоотправителей в регионе должно вырасти.

С середины января из-за ремонта на Хабаровском НПЗ бензин исчез из продажи, водителям приходилось отстаивать километровые очереди на заправках. Поставлять топливо пришлось из Росрезерва.

Дефицит бензина наблюдается не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири. Накануне стало известно, что одна из крупнейших в Иркутской области сеть частных заправочных станций «Крайснефть» прекратила продажу бензина Аи-95. Позднее компания сообщила, что возобновила продажи.

Ситуацию с «Крайснефтью» взял под свой контроль губернатор, рассказала Business FM журналист телекомпании «ТиВиСи» Галина Тюрнева.

Галина Тюрнева журналист телекомпании «ТиВиСи» «У компании «Крайснефть» достаточно большое количество заправок в регионе, они являются одними из основных представителей заправочного бизнеса. В компании отмечают, что перебои были связаны с задержкой поставки топлива заводом-изготовителем. Его везут из Красноярска, несмотря на то, что в Иркутской области несколько своих заводов, но почему-то логистика именно такая. С 13 февраля были перебои, сейчас все это дошло до исполнительных органов власти. Сегодня на одну из таких заправок приехал губернатор Игорь Кобзев, ему на заправке сообщили, что Аи-95 пока отпускают только корпоративным клиентам. Но Игорь Кобзев заявил, что это недопустимо в основном потому, что иркутяне и жители области даже не были предупреждены о том, что перебои могут возникнуть. Буквально завтра ожидается поступление первой партии топлива. Объем пока у нас обозначается как 300 тонн, и все ждут 20 февраля, когда поставки нормализуются и Аи-95 прибудет в Иркутскую область. У той же сети заправок возникли проблемы и с 98-м бензином, сейчас тоже уже не на каждой его можно приобрести. Тем не менее ситуация на АЗС достаточно стабильная, очередей и ажиотажа какого-то нет, заправиться в других сетях можно достаточно спокойно, на цене это тоже никак не отразилось».

Почему в регионе возникли проблемы с топливом? Комментирует управляющий партнер компании Petroleum Trading Максим Дьяченко.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании Petroleum Trading​ «Основной фактор в том, что на Дальнем Востоке всего два НПЗ. Есть Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Хабаровский НПЗ производит недостаточно бензинов и снабжает только свою сеть АЗС, и они даже для своего потребления бензина производят недостаточно, они еще покупают дополнительно у сторонних производителей с других НПЗ. Получается всего один завод на большой регион. Следующий ближайший НПЗ находится в Ангарске, это Иркутская область. По расстоянию это три с половиной — четыре тысячи километров. Большие расстояния, из-за дорогой доставки привозить топливо довольно дорого. Отдаленный регион, в котором один производитель играет важную социальную функцию. Розничные цены, которые держит основной производитель, несколько необоснованно низкие. Если привозить топливо откуда-либо с других НПЗ, то получается диспаритет, то есть его реализовывать невыгодно. Все конкуренты находятся в экономически сложной ситуации, когда они должны закупать топливо в опте по высоким ценам и не могут конкурировать. Много обсуждают, потом замораживают строительство еще одного НПЗ, но это проект капиталоемкий — требуется несколько миллиардов долларов и несколько лет. Правительство постоянно обсуждает какие-то меры поддержки регионов, в основном это делается за счет снижения железнодорожных тарифов либо за счет каких-то акцизов, но пока дальше разговоров не идет».

Проблемы начались после того, как не был своевременно запущен Хабаровский НПЗ. Что такое топливный диспаритет и почему он возник, объясняет глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков.

Владимир Чирсков глава Приморского топливного союза «Биржевые цены с декабря по 12 февраля в среднем выросли на 25% на 92-й и 95-й бензин, а розничные цены при этом практически не выросли. Это продолжается с 2018 года, потому что оптовые цены у нас считаются рыночными ценами, а розничные цены могут расти только на процент инфляции. Нефтяные компании сокращают объемы продаж на заводах, наступает дефицит, и цены моментально начинают расти. Оптовая цена выше розничной. К ней нужно еще прибавить перевалку через нефтебазу, доставку бензовозом до АЗС, зарплату, эквайринг через банк, уплату налогов, затраты на содержание АЗС — все это составляет не менее 5,5 рубля на литр, то есть 53 рубля. При этом компания ННК продает по 45,64 рубля. Как другие участники рынка могут находиться в равных условиях? Конечно, никак. Кризис произошел потому, что высокие оптовые цены, независимые участники не могут сформировать достаточно резервов топлива, потому что экономически это невыгодно, потому что потребитель едет туда, где цена ниже на заправке. Поэтому, когда остановился Хабаровский НПЗ, остатки, которые у всех были, допустим, на неделю, на пять дней, закончились».

По словам Владимира Чирскова, тарифы на железнодорожные перевозки росли с 2012 года на 10% в год.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию