16+
Воскресенье, 18 апреля 2021
  • BRENT $ 66.72 / ₽ 5059
  • RTS1497.05
26 февраля 2021, 00:22 Политика

Австралия заставит Facebook и Google раскошелиться. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В случае если у нас будет поставлен вопрос так же, как в Австралии, отмечает политолог, то на первом месте будут стоять отнюдь не коммерческие вопросы о том, чтобы IT-корпорации делились бы своими доходами от рекламы с местной прессой. На первом месте будут стоять вопросы политического свойства, полагает он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Австралийский парламент проголосовал за новый кодекс для медиарынка, позволяющий правительству заставить Facebook и Google платить медиакомпаниям за их контент на своих платформах. Законопроект был принят в смягченном варианте после решения компании Марка Цукерберга заблокировать все новости в своей соцсети для австралийских пользователей. Одна из поправок дает правительству право освобождать Facebook или Google от обязательной платы за новостной контент, если они докажут, что внесли «значительный вклад» в австралийскую медиаиндустрию. Компания Цукерберга уже пообещала в ближайшие три года выделить как минимум 1 млрд долларов на контракты с новостными СМИ. Какое значение имеет этот законопроект для других стран?

За тяжбой между австралийскими властями и IT-гигантами с интересом следят в других странах мира. Большинство прогнозов теперь сводятся к тому, что данный закон станет прецедентным в мировом масштабе. Facebook в процессе препирательств с властями пошел на дерзкий шаг, закрыв в Австралии доступ на своей платформе ко всем новостным и даже государственным ресурсам. Однако затем довольно быстро пошел на уступки, когда власти дали возможность компании Цукерберга сохранить лицо, пойдя на частичные уступки со своей стороны. В противном случае неизбежно встал бы вопрос о ценности самого данного ресурса, который начинает своевольничать в интернете подобным образом. Мало того что Facebook ранее уже ввел целый ряд политических и этических ограничений в отношении пользователей, так теперь еще и новости будет блокировать. Это уже чересчур и может нанести удар уже по самой IT-корпорации, подстегнув создание конкурентов.

А теперь так или иначе, но платить за контент придется. И спор о том, кто важнее — платформа или производители новостей, таким образом, решился во многом в пользу последних. В то же время Facebook и Google оставили за собой право заключать соответствующие соглашения о плате за контент с медиаресурсами согласно своим предпочтениям, а не со всеми подряд на стандартных условиях. Все будут решать переговоры. Тем самым IT-гиганты имеют возможность сохранить как минимум косвенное влияние на содержание новостного контента. Австралийские власти пошли на такое условие, оставив за собой право посредника в подобных переговорах лишь в самом крайнем случае.

А как отнесутся к этому власти других стран? Вряд ли, например, российским властям понравилось бы такое положение, согласно которому тот же Facebook определял бы, кого ему в первую очередь поддерживать деньгами на российском медиарынке. Тогда как все регулирование последних лет сводилось к тому, чтобы свести к минимуму влияние иностранцев в данной сфере. В этом смысле отсутствие системы платежей за новостной контент со стороны IT-гигантов выглядит на российской почве пока что «идеологически» безопаснее.

Между тем желание заставить интернет-платформы платить за распространяемый новостной контент хотя бы на том основании, что он дает им трафик, а они на нем зарабатывают, растет как в странах Европы, так и в Канаде и даже в США. Почти нет сомнений в том, что рано или поздно желание разобраться с Google и соцсетями охватит и российских законодателей. Тем более что на уровне высшего руководства страны уже не раз проскальзывали замечания в том духе, что интернет-корпорации стали в последнее время много себе позволять и собираются подменять собой в некоторых вопросах государство. А на такое мы пойти точно никак не можем.

В случае если у нас будет поставлен вопрос так же, как он был поставлен в Австралии, то на первом месте будут стоять отнюдь не коммерческие вопросы о том, чтобы IT-корпорации делились своими доходами от рекламы с местной прессой, хотя и они тоже. На первом месте будут стоять вопросы политического свойства. Также заведомо понятно, что российские законодатели попытаются добиться гораздо большего вмешательства государства в регулирование всяких отношений между Google и Facebook, с одной стороны, и отечественными производителями новостного контента — с другой. Будут предприняты попытки минимизировать влияние самих IT-гигантов на распространяемый медиаконтент. Не им, как говорится, решать, кого тут у нас поддерживать «кликами», алгоритмами и деньгами.

Можно ожидать, что в нашем случае переговоры между IT-гигантами и государством могут проходить куда более жестко, чем в той же Австралии. В том числе потому, что тем же Facebook и Google есть какая-никакая, но отечественная альтернатива в виде Yandex или «ВКонтакте». Но при этом и заинтересованность IT-гигантов в российском рекламном рынке заведомо меньше, чем в западном. Во втором случае они могут оказаться сговорчивее, а в нашем случае — более «принципиальными», вплоть до готовности уйти с российского рынка совсем. Так что любая попытка пересадить «австралийский прецедент» на российскую почву так или иначе станет новым — и немаленьким — шагом в дальнейшей «суверенизации» рунета.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию