16+
Суббота, 17 апреля 2021
  • BRENT $ 66.72 / ₽ 5059
  • RTS1497.05
30 марта 2021, 11:36 Технологии

Рекомендации товаров и услуг в интернете предлагают поставить под контроль

Лента новостей

Алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, полагают в московском отделении Ассоциации юристов России. Авторы инициативы считают, что у пользователей должна быть возможность отключать рекомендации

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Обновлено в 13:34

Московское отделение Ассоциации юристов России направило в правительство, Госдуму и Совет Федерации предложения по регулированию рекомендательных сервисов, которые сейчас работают в соцсетях, интернет-магазинах и онлайн-кинотеатрах, пишет «Коммерсантъ». Как отмечает издание, в документе говорится, что «алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов».

Авторы предложений видят выход в независимом аудите алгоритмов и возможности их отключения по желанию пользователей. Комментирует председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России Александр Журавлев.


Александр Журавлев председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России «Яркий пример — это Booking, который ФАС уже неоднократно штрафовала за соответствующие нарушения: сервис скрывал более выгодные предложения и выдавал другие, менее выгодные и по более высокой цене. Если мы говорим про бизнес, то в данном случае можно как яркий пример привести дело «колдунщиков» и последнее предписание ФАС, в соответствии с которым «Яндекс» не должен приоритизировать свои сервисы или продукты и не должен выдавать их выше остальных. Кроме того, в этом же предписании «Яндексу» было рекомендовано раскрыть алгоритм работы своего сервиса. Важно отметить, что в данном случае еще предлагается рассмотреть возможность дать пользователю право не использовать рекомендательные сервисы, то есть отключить их, если у пользователя будет на то воля. Потому что зачастую рекомендательный сервис, например при поисковой выдаче Google или в других поисковых системах и в социальных сетях, показывает рекламу наркотических веществ. Также рекомендательные сервисы показывали рекламу определенных организаций, которые предлагали сверхрыночный доход, так называемые пирамиды».

В то же время представители IT-отрасли считают такие предложения избыточными. Все необходимые нормы регулирования рынка в части рекомендательных алгоритмов уже есть. Это и закон «О рекламе», и мнение самих потребителей, сказал Business FM президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Вся суть этих рекомендаций состоит в том, чтобы как раз-таки угадать, сделать прогноз и на основе имеющейся информации о клиенте предложить ему какой-то сервис или услугу, с которой он на 90% согласится или будет рад ею воспользоваться. Если эти сервисы-рекомендации будут клиентам показывать то, что им не нужно или неинтересно, клиенты просто уйдут с таких сервисов. Здесь рынок сам регулирует эти отношения. В первую очередь даже не рынок, эти отношения регулирует сам клиент. Более того, у клиента сейчас есть прекрасная возможность отключить cookie, это совершенно не сложно. Если не хочешь, чтобы о тебе собирали какие-то сведения, отключаешь cookie и наслаждаешься поиском без каких-либо рекомендаций. Поэтому вряд ли здесь стоит настолько глубоко входить в регулирование этой проблемы».

В Mail.ru газете «Коммерсантъ» сказали, что предложенные меры могут нанести ущерб всей цифровой экономике. В ассоциации «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Amediateka) считают, что проблема сформулирована расплывчато, а сама идея «сырая».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию