16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.63 / ₽ 7992
  • RTS1127.25
18 мая 2021, 20:59 Право

Иван Белозерцев заявил о «личной трагедии» и «ошибке следствия»

Лента новостей

Басманный суд продлил арест бывшему пензенскому губернатору. Его защита уверяла, что материалы «прослушек» не подтверждают, а, напротив, опровергают версию следствия в получении чиновником взяток. Сам фигурант заготовил для суда целую речь, но и она не возымела эффекта

Иван Белозерцев.
Иван Белозерцев. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

На суде о продлении меры пресечения экс-губернатор Пензенской области Иван Белозерцев отрицал получение взяток на сумму 31 млн рублей за победу в конкурсах на поставку лекарств от главы группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля. Он даже выразил готовность пройти детектор лжи. Однако это не сработало — срок ареста бывшего чиновника Басманный суд Москвы продлил до 20 августа. Также 18 мая в суде рассматривались ходатайства следствия о дальнейшем нахождении под стражей других пяти фигурантов.

На рассмотрение ходатайства о продлении ареста 62-летнему экс-чиновнику лично приехал старший следователь по особо важным делам главного следственного управления СКР подполковник юстиции Андрей Вениаминов. Тандем ему составил прокурор Илья Малофеев из Генпрокуратуры, до этого отметившийся в процессе по изъятию 6,3 млрд рублей у экс-сотрудника ФСБ Кирилла Черкалина.

«Вызов обществу»

Следователь напомнил, что уголовное дело в отношении Ивана Белозерцева, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6. ст. 290 УК РФ), и иных лиц было возбуждено 20 марта этого года, на следующий день губернатор был задержан, а 22 марта суд санкционировал его арест на два месяца. Необходимость дальнейшего нахождения экс-чиновника в СИЗО он, в частности, объяснил тем, что обвиняемый в совершении особо тяжкого преступления фигурант, которому грозит до 15 лет лишения свободы, выйдя на волю, может скрыться от следствия и суда, угрожать свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства. Вениаминов также отметил, что следствию еще необходимо получить результаты четырех баллистических и шести фоноскопических экспертиз, продолжить допрос свидетелей, осмотр предметов и документов, выполнить иные процессуальные и следственные действия.

Представитель СК обратил внимание суда на то, что по делу установлены пока не все свидетели и соучастники преступления. Он утверждал, что, оказавшись на свободе, «Белозерцев, располагая широкими связями в федеральных органах государственной власти и правительстве Пензенской области, предпримет попытки оказать на них давление с целью дать искаженные показания». Кроме того, по мнению Вениаминова, обвиняемый может уничтожить доказательства или спрятать имущество, подлежащее аресту.

Ранее по ходатайству следствия суд арестовал изъятые у фигурантов деньги, недвижимость и земельные участки. В частности, под арест попали 230 млн рублей, около 300 тысяч евро и 100 тысяч долларов.

Вениаминов в выражениях не стеснялся. Он отметил, что совершив коррупционное преступление, губернатор, которого президент отправил в отставку, «дискредитировал правительство Пензенской области», использовав для незаконных целей свое служебное положение и связи с крупным бизнесом, что «является вызовом для общества и государства». Он просил оставить чиновника под стражей еще на три месяца. Прокурор ходатайство следствия поддержал.

Белозерцев: «Этого не было в природе!»

Сам фигурант подготовил для суда целую речь. Белозерцев заявил, что возбуждение уголовного дела стало для него «большой человеческой трагедией».

Он отверг версию обвинения о том, что получил 20 млн рублей в качестве взяток от Шпигеля за победу в конкурсах и аукционах на поставку его компанией ОАО «Фармация» лекарств для области и «общее покровительство» холдингу. Помимо этого Белозерцеву также вменяют получение от Шпигеля через посредников взяток в виде дорогих часов Breguet и автомобиля Mercedes, которые следствие оценило еще примерно в 10 млн рублей. Однако останавливаться на этой части обвинения экс-губернатор не стал.

«Я глубоко убежден, что возбужденное дело против меня станет досадной ошибкой для следствия и следователи в этом убедятся, — сказал фигурант. — Когда ты понимаешь, что тебя обвиняют незаконно, что это ошибка, эта неправда, ты задаешься вопросом, за что ты оказался за решеткой». Белозерцев посетовал, что испытывает чувство «несправедливости» и непонимания и выразил готовность пройти «детектор лжи».

Выдвинутое обвинение он назвал неконкретным: «В чем конкретно выразилось мое покровительство компании «Биотэк»?» Так, по словам фигуранта, в предъявленном ему обвинении не указано, где, когда и какие входящие в его служебные полномочия действия он совершил в интересах данной компании. «Этого не было в природе! Для подтверждения своих слов я готов пройти процедуру на детекторе лжи в надежде на то, что следователи поймут — это ошибка», — заявил Белозерцев.

Фигурант отметил, что компания «Биотэк» работала в Пензенской области более 20 лет, обеспечивая поставку 30% медикаментов для области, остальные же 70% лекарств поставляли другие компании. «Возникает вопрос: я что, других тоже протежировал и им покровительствовал?» — задал риторический вопрос арестованный.

Материалы «прослушки»

Адвокаты экс-губернатора Алексей Сергиенко и Алексей Шуварин просили суд отклонить ходатайство следствия и перевести их подзащитного под домашний арест в квартире, которая была специально арендована для этих целей в столице.

Они пытались убедить суд в том, что имеющиеся в деле результаты прослушивания телефонных разговоров не подтверждают, а скорее опровергают обвинение.

Так, по словам Алексея Сергиенко, его подзащитный признал факт получения 20 млн рублей от Шпигеля и пояснил, что средства предназначались на избирательную кампанию.

Причем, телефонные разговоры фигурантов свидетельствуют: Шпигель согласился передать деньги Белозерцеву на эти цели «независимо от принятых губернатором решений», уверяли адвокаты. По их мнению, из результатов «прослушек» также видно, что Шпигель общался напрямую с министром здравоохранения Пензенской области Александром Никишиным. У последних были довольно близкие отношения, они обсуждали здоровье близких и другие темы, и необходимости вмешательства Белозерцева в вопросы поставок лекарств не было.

Из выступления защиты следовало, что Бориса Шпигеля и его окружение, в том числе гендиректора ОАО «Фармация» Антона Колоскова, следователи прослушивали по меньшей мере за девять месяцев до задержания — с июня 2020 года.

Также защита назвала безосновательным обвинение в получении Белозерцевым взятки в виде часов Breguet и автомобиля Mercedes. По их словам, в тех же «прослушках» есть разговор Бориса Шпигеля со своим водителем Геннадием Марковым, из которого ясно, что автомобиль планировали оформить на представительство Пензенской области в правительстве РФ, а следовательно, чиновник не мог извлечь из этого личную имущественную выгоду. Кстати, передать машину так и не удалось. По словам адвокатов Бориса Шпигеля, машина, оформленная по договору лизинга на компанию «Биотэк», в итоге была возвращена компании Mercedes. Часы же, полученные Белозерцевым как подарок от Шпигеля на день рождения, чиновник планировал вернуть, но не успел, так как по возвращении из Израиля бизнесмена задержали.

Адвокаты также обратили внимание суда на то, что следователи оценили часы в 5 млн рублей без товароведческой экспертизы. «Может быть эти часы вообще стоят 5 тысяч рублей?» — сказал Алексей Сергиенко.

Просьба о домашнем аресте

В качестве характеризующих обвиняемого материалов к делу были приобщены удостоверение ветерана военной службы, благодарности президента, главнокомандующего сухопутных войск, министра здравоохранения РФ, а также данные о том, что Белозерцев награжден орденом Почета. «Это свидетельствует о том, что он уважаемый в обществе человек и не будет скрываться», — привел последний аргумент второй адвокат Белозерцева Алексей Шуварин и попросил перевести его клиента под домашний арест.

Однако следователь и прокурор высказались против смягчения меры пресечения. «Доводы защиты о невиновности Белозерцева, об отсутствии доказательств у следствия опровергаются материалами дела», — заявил Андрей Вениаминов, напомнив, что при обыске у экс-губернатора «были обнаружены денежные средства в сумме 200 млн рублей, происхождение которых он объяснить не смог», а также огнестрельное оружие и иные материальные ценности.

В свою очередь, судья Евгения Пирогова пришла к выводу, что в деле имеется «достаточно данных для подтверждения имеющих место событий и о причастности к ним Белозерцева». Она удовлетворила ходатайство следствия.

Также сегодня другие судьи оставили до 20 августа в СИЗО бывшего продюсера и бывшего тестя певца Николая Баскова, главу группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля, его супругу Евгению Шпигель, директора ОАО «Фармация» (компания управляет аптечным бизнесом группы компаний «Биотэк») Антона Колоскова и водителя губернатора Геннадия Маркова. В зависимости от роли им предъявлено обвинение в даче взятки, получении взятки и посредничестве во взяточничестве (ч. 5 ст. 291, ч. 6 ст. 290, ст. 291.1 УК РФ). Подследственные вину отрицают.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию