16+
Пятница, 18 июня 2021
  • BRENT $ 72.47 / ₽ 5231
  • RTS1660.27
19 мая 2021, 11:23 Компании

Вторая крупная сделка в российском ретейле за сутки: «Лента» покупает «Билла Россия»

Лента новостей

«Лента» приобретет 161 российский магазин немецкого ретейлера за 215 млн евро. Накануне «Магнит» объявил о покупке супермаркетов «Дикси»

Фото: imago images/Schöning/ТАСС

Обновлено в 18:28

Немецкий ретейлер Billa спустя почти 17 лет после прихода на российский рынок решил свернуть в стране бизнес. Российские магазины Billa купит «Лента» за 215 млн евро (примерно 18 млрд рублей). Об этом сообщил сам покупатель.

По словам гендиректора «Ленты» Владимира Сорокина, сети перейдет 161 супермаркет. После завершения сделки торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование. Ее сотрудники — почти 5,5 тысячи человек — перейдут работать в «Ленту».

Это вторая крупная сделка в российском ретейле за последние сутки: 18 мая «Магнит» объявил о покупке супермаркетов «Дикси». Как и в случае с «Магнитом», цель «Ленты» — ускорить экспансию в Москве и Подмосковье. С покупкой «Билла Россия» она займет 3% на рынке продуктового ретейла Москвы и Московской области и станет вторым ретейлером по числу супермаркетов в столице. Ожидается, что сделка будет закрыта этим летом после одобрения ФАС. По обороту и количеству точек в России продолжает лидировать Х5 Retail Group. Комментирует инвестиционный менеджер АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Тимур НигматуллинТимур Нигматуллин инвестиционный менеджер АО «Открытие Брокер»«Российский рынок продовольственного ретейла в последние годы стагнирует. Это связано с рядом факторов. С одной стороны, реальные располагаемые доходы населения с 2014 года упали на 10%, с другой стороны, доля современного ретейла достаточно велика, чтобы рынок можно было считать насыщенным. И единственный путь для продовольственных ретейлеров к повышению прибыли — это снижение издержек. Для снижения издержек крайне важно наращивать долю рынка, чтобы в определенных регионах плотность магазинов, плотность логистических центров была большой, чтобы снижать логистические издержки или просить у поставщиков снижения цен на товары за счет достаточно большого объема покупок. И это вынуждает крупных ретейлеров («Лента» — один из крупнейших ретейлеров, входит в топ-5 по объемам выручки) покупать более мелких игроков. Потому что на насыщенном рынке невозможно построить новые магазины, вклинить их рядом с магазинами других сетей, чтобы они были рентабельными. У «Ленты» есть большой опыт покупки ретейлеров, которыми владеют иностранные компании, супермаркетов, это у них в принципе целевой сегмент. Я думаю, что консолидация продолжится».

Москвичка Елена ходит и в «Ленту», и в Billa. «Жаль, что Billa закроют», — говорит она.

«В «Ленте» мне больше нравится отдел, где продают мясо, мясо птицы, потому что там хорошее соотношение цены и качества продукта, часто бывают акции. В Billa мне нравится бакалея, их пекарня, замечательный хлеб. Если сравнивать отделы, в Billa номенклатура разной химии богаче, в «Ленте» лучше своя линейка продукции. В «Ленте», наверное, ассортимент чуть больше, в Billa мне нравятся представленные позиции. Я слежу за тем и за другим, если где-то что-то появляется по акции, я обращаю внимание на это. В Billa качественные овощи, у них довольно чистый зал без посторонних запахов, удобно организовано пространство, на полке тоже все стоит в порядке. Ценники соответствуют действительности, то есть его можно найти под товаром, и не нужно носиться в поисках сканера. Если бы Billa существовала в своем прежнем виде, меня бы это устроило. Если покупка Billa не повлияет на то, как это выглядит изнутри, то хорошо».

Billa — это европейская сеть супермаркетов, в том числе с магазинами в России и на Украине. Она принадлежит немецкой компании Rewe Group — одной из крупнейших торговых компаний в Европе (всего у нее почти 16 тысяч торговых точек). В 2020 году оборот компании составил 75 млрд евро.

В России марку зарегистрировали в 2004-м. В прошлом году ее выручка составила почти 48 млрд рублей, чистый убыток — больше 1,7 млрд рублей.

У «Ленты» почти 400 маркетов во всех городах европейской части России. Это четвертый в стране ретейлер по выручке — за прошлый год она составила 445 млрд рублей. Ее основной совладелец — «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова, который занимает первую строчку в рейтинге Forbes.

О причинах решения Billa уйти из России и о том, зачем «Ленте» эта сделка, говорит младший директор отдела по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам «Эксперт РА» Михаил Ткач.

Михаил Ткач младший директор отдела по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам «Эксперт РА» «В последние годы Billa в России себя не так уж комфортно чувствовала с точки зрения финансовых результатов, и рынок становился все агрессивнее, он консолидировался, появлялись, активно развивались новые форматы, такие как онлайн-доставка. Из-за такой жесткой конкуренции у них и были не очень хорошие финансовые результаты, поэтому все достаточно логично. «Севергрупп» — это холдинговая структура, она владеет многими предприятиями, соответственно, стоял вопрос о диверсификации бизнесов, поэтому здесь тоже кажется все логичным. У них не было такого направления, и они обзавелись «Лентой». Дальше у «Ленты» тоже исторически стоял вопрос о том, что она сконцентрирована преимущественно на гипермаркетах, а, как мы знаем, гипермаркеты — это такой новый тренд — в последние лет пять испытывают сложности, потому что больше трафика идет в магазины у дома либо в супермаркеты. «Лента» тоже раньше неоднократно заявляла, что, видя этот тренд оттока трафика, собирается развивать формат супермаркетов, поэтому «Билла» для них отличный выбор. Здесь, мне кажется, win-win, локация у «Биллы» хорошая, преимущественно в Москве, поэтому, учитывая то, как они эффективно, скорее всего, интегрируют себя в магазины «Билла», мне кажется, там должно все получиться здорово. То есть покупка «Биллы» — это отличный шаг для того, чтобы быстро и эффективно нарастить базу супермаркетов. Чтобы клиент выбирал именно их, скорее всего, придется конкурировать по цене, и для клиента это скорее небольшая победа».

На рынке говорят, что в итоге протяженного цикла слияний и поглощений реальным бенефициаром почти всех ретейлеров в итоге окажется Х5 Retail Group, крупнейший продуктовый ретейлер в России. Эксперты предупреждают, что подобная монополия, если она случится, опасна для торговой сферы.

Рынок перестал быть столь привлекательным для развития ретейл-проектов, как это было в начале 2000-х годов. В дальнейшем продолжится парадигма на процесс консолидации отрасли. Это не последние сделки, которые состоятся подобным образом до конца 2021 года. Есть другие сети из топ-20 российского ретейла, которые находятся в поиске потенциальных инвесторов, которые могли бы их приобрести, считает генеральный директор информационно-аналитического агентства «INFOLine-Аналитика» Иван Федяков.

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства «INFOLine-Аналитика» «За сделками, которые мы сегодня обсуждаем, интересным образом прослеживается ВТБ. С одной стороны, он акционер «Магнита», причем один из ключевых, с другой стороны, он акционер торговой сети «Лента». Можно заподозрить в интересе консолидации отрасли банка ВТБ. Государственный банк, который сейчас обладает относительно свободными средствами и считает нужным их инвестировать в потребительский рынок. В эту версию я готов поверить в том числе и потому, что другой государственный банк «Сбербанк» не просто не скрывает, а уже реализует этот интерес в рамках осуществления собственных ретейл-проектов. По публичной официальной информации, «Сбербанк» в течение ближайших нескольких лет готов вложить от 300 млрд до 500 млрд рублей в развитие своих ретейл-проектов. Фактически мы видим, что на рынке столкнулись интересы двух крупных финансовых институтов. В отрасли создаются условия, при которых они становятся одними из ключевых игроков, которые обладают гораздо большей информацией, чем непосредственные участники рынка, потому что банки обладают сведениями о том, как ведут себя не только конкуренты, но и поставщики. Немаловажно, что они обладают информацией о том, как ведут себя покупатели с точки зрения своих предпочтений и покупок. Создается поле недобросовестной конкуренции, и участие финансовых институтов в ретейле может оказывать негативную историю, потому что таких ресурсов и такой информации для последующей конкуренции нет и быть не может. Что касается интересов конкретных людей или групп, я не обладаю такой информацией».

На фоне сообщения о покупке стоимость депозитарных расписок «Ленты» на Мосбирже в моменте выросла на 6%, акции — почти на 4%. Акции «Магнита» накануне росли на Московской бирже в моменте почти на 5%. Акции Х5 Retail Group почти не отреагировали на новости о сделках конкурентов, не считая незначительного снижения на 0,3%.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию