16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.34
1 июня 2021, 16:34 Компании

Минпромторг не исключил точечных ограничений экспорта металлопродукции для сдерживания внутренних цен

Лента новостей

Предложения металлургов будут обсуждать 1 июня на совещании у первого вице-премьера Белоусова и главы Минпромторга Мантурова. Как экономисты оценивают новую дискуссию вокруг отрасли?

Виктор Евтухов.
Виктор Евтухов. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Минпромторг не исключает точечных ограничений экспорта металлопродукции, однако конкретных решений нет. Об этом сообщил замминистра промышленности России Виктор Евтухов. «Думаю, на экспорт меры, которые будут приниматься, вряд ли окажут влияние. Может быть, точечно, в каком-нибудь коротком периоде какие-то решения можно будет принимать, но очень-очень точечно и очень аккуратно», — цитирует «Интерфакс» заммминистра.

По словам Евтухова, предложения металлургов будут обсуждаться вечером 1 июня на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова и главы Минпромторга Дениса Мантурова. В том числе речь пойдет о возможном принятии фискальных мер в отношении отрасли.

Накануне первый вице-премьер Андрей Белоусов обвинил металлургов в получении 100 млрд рублей сверхдоходов из-за роста цен. По мнению Евтухова, тезис о получении сверх- или допдоходов условный. Комментирует глава аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко.

Кирилл Чуйко глава аналитического отдела BCS Global Markets «Точечные ограничения в экспорте стали из России, на мой взгляд, можно сравнить с какими-то попытками точечного ограничения реки Ангары. У нас основные объемы экспорта — это гигантские потоки горячекатаного проката, полуфабрикатов. Это тот инструмент, который связывает наши внутренние цены с нашими экспортными ценами. Точечные ограничения достаточно затруднительны, я с трудом представляю, как это может повлиять на внутренние цены в долгосрочной и краткосрочной перспективе. По большому счету, если совсем просто говорить, российские компании держат цены на таком уровне, на котором непривлекателен импорт со стороны Казахстана, Украины, Белоруссии. На эти цены повлиять какими-то инструментами достаточно сложно, поэтому тут, наверное, вопрос больше в какой-то понятийной договоренности между потребителями и производителями о принципах долгосрочного ценообразования потенциально и, может быть, каких-то перераспределений сверхприбылей от производителей к потребителям. Но, опять-таки, это очень комплексная мера, очень сложная, и к моменту, когда она будет разработана, согласована и будет интегрироваться, цены на сталь, скорее всего, будут совершенно другими, они могут легко упасть с текущей тысячи долларов за тонну до 300-400 долларов за тонну. Российские стальные компании также будут продавать в России сталь по низкой цене. Это палка о двух концах: бывают и пиковые цены, и достаточно низкие цены».

Одним из эффективных инструментов сдерживания цен на металлопродукцию министерство ранее называло заключение прямых контрактов. Как сообщил Евтухов, с начала года было заключено более 600 договоров. По словам замглавы Минпромторга, это договоры не только госстроек и закупок, но и для коммерческих вопросов. Что касается договоров именно для реализации госпроектов со скидками до 30-40% и более, сейчас эта работа идет и по крупным инфраструктурном проектам, и по заявкам регионов. Вот что говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Наталия ОрловаНаталия Орлова главный экономист Альфа-банка «Именно в секторе металлургии эта ценовая трансмиссия очень чувствительна для государства. Я напомню, что у нас большие бюджеты нацпроектов, от 4 трлн до 5 трлн в год сейчас, и, конечно, повышение цен, которые металлурги транслируют на внутреннюю экономику с мировых рынков, приводит к росту стоимости государственного строительства. А значительная часть нацпроектов — это все-таки строительные проекты. Мы делали оценки, что около 60% расходов на нацпроекты — это стройка в разном виде, будь то дороги или здания и сооружения. Мне кажется, поэтому такое пристальное внимание именно к металлургическому сектору. И правда то, что повышение налоговой нагрузки не может препятствовать эффекту переноса цен. Оно может частично компенсировать, но мы не знаем, какой будет масштаб роста цен в будущем. И конечно, есть существенные риски, что, может быть, через год правительство сочтет, что уже цена вопроса другая, а может быть, цены пойдут вниз, и тогда вообще получится, что государство изъяло деньги, а на самом деле финансовое положение компаний ухудшилось. Поэтому мне кажется, что это не столько про желание повысить налогообложение металлургического сектора, сколько беспокойство по поводу роста цен и поиск мер, чтобы ограничить этот эффект трансмиссии или как-то сделать его более плавным».

Глава «Норильского никеля» Владимир Потанин заявил, что прямые договоры металлургов с застройщиками более эффективны для снижения цен на жилье, чем налоги или пошлины.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию