16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8223
  • RTS1160.60
15 июня 2021, 00:01 ПолитикаПерсоны

Путин и Байден не оставляют надежды на улучшение отношений. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На этой неделе пройдет саммит между главами США и России. Какие выводы можно сделать из их позиций, обозначенных до встречи, а также из общей политической повестки?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Лидеры стран — членов «Большой семерки» по итогам прошедшего в Великобритании саммита выпустили совместное коммюнике на 25 страниц, в котором особо выделили договоренности по трем основным темам: борьба с коронавирусом, восстановление экономики и климатические изменения.

После саммита «Семерки» президент США Джо Байден отправился на саммит НАТО в Брюссель, где одним из главных вопросов были отношения с Россией. 16 июня должна пройти встреча российского и американского президентов в Женеве. С чем они к ней идут?

Пожалуй, впервые за многие годы «российская тематика» осталась в такой степени вне официальной повестки саммита «Большой семерки», хотя о России довольно много говорили «на полях». В связи с «Северным потоком — 2», Белоруссией и Украиной. В итоговом заявлении, несмотря на его небывалую для последнего времени обширность, не нашлось существенного места вопросам отношений с нашей страной, в отличие, например, даже от таких тем, как ситуация в Афганистане или выборы в Ливии. Ну и, разумеется, очень много внимания было уделено Китаю. Россия была упомянута разве что в связи с кибератаками и тем, что Запад называет агрессией по отношению к соседям, имея в виду прежде всего Украину.

Так что «Семерка» не видит в нас ни сейчас, ни в обозримом будущем значимого партнера по основным мировым проблемам. Зато о России сделал несколько заявлений президент США Байден. В основном в довольно резких тонах. Если отбросить дежурные фразы о готовности к ровным и предсказуемым отношениям, суть сводится к тому, что, мол, Россию ждут некие серьезные последствия, если она будет продолжать политику, наносящую вред Соединенным Штатам и их союзникам. А вред в понимании Вашингтона наносит в широком смысле очень многое из того, что делает Кремль. Тут и «права человека», которые в контексте угрозы распространения авторитаризма в мире рассматриваются как один из столпов современного мироустройства. И якобы «вмешательство в выборы», и хакерские атаки, и в целом «агрессивное поведение».

Ну а поскольку Россия более не партнер Западу, кроме отдельных специфических и сугубо тактических направлений, а угроза, то логично, что российскую проблематику в гораздо большей мере обсуждали уже на саммите НАТО. Который, как заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, призван послать главный сигнал Москве о том, что оборона и сдерживание будут сочетаться с диалогом, но с позиции силы.

В свою очередь, Владимир Путин, впервые за несколько лет дав интервью американскому СМИ — телеканалу NBC, провел свою часть информационной подготовительной работы к саммиту, обозначив, а вернее сказать, повторив уже в который раз свои позиции по ключевым вопросам, которые, скорее всего, будут затрагиваться в Женеве. В интервью трудно отыскать хотя бы малейший намек на то, что сулило бы прорыв или хотя бы небольшой прогресс в отношениях двух стран. Хотя российский президент был корректен, избегал угроз и тем более личных выпадов в адрес Байдена, из позитивного можно разве что выделить допущение возможности обмена заключенными между Россией и США, но, судя по всему, без Алексея Навального, а также готовность продолжить сотрудничество в космосе, если США сами от него не откажутся, к чему дело, похоже, все же идет.

Собственно, это все. Так что, судя по этим и ряду других признаков, пока подтверждается прежний прогноз относительно возможного исхода российско-американского саммита. Он станет своего рода обменом «ударами-обвинениями» и попыткой обозначить взаимные «красные линии». Причем со стороны США таких линий будет обозначено явно больше, чем со стороны Москвы. Это может впоследствии привести к некоему упорядочению конфронтации, придать ей чуть более контролируемый характер. И то не факт. Однако о каком-либо сотрудничестве всерьез, кроме отдельных — и опять-таки тактических направлений, — и речи в настоящий момент быть не может.

Во всяком случае, ни в словах Путина, ни в словах Байдена нет и намека на надежду на выправление отношений. И даже совместной пресс-конференции, как уже стало ясно, по итогам саммита не будет. Чего не случалось после встреч лидеров России и США уже довольно давно. Это вряд ли можно считать хорошим сигналом. Значит, что оба лидера, скорее всего, вынесут свои разногласия на публику, еще более их обострив.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию