«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля досталась французскому хоррору «Титан»
Лента новостей
Кинокритики отмечают многообразие эмоций, которые вызывал «Титан» у зрителей на показе, и называют его ни на что не похожим, при этом поднимающим проблему «постчеловечества» — актуальный вопрос отношений человека с машинами
«Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получил французский хоррор «Титан». Это фильм о женщине, в голову которой вживили титановую пластину, благодаря которой она выжила после автокатастрофы. Все это сказалось на ее психике. Она убивает своих партнеров, влюбляется в машину и даже рожает от нее ребенка. Критики назвали кино шокирующим, сравнив «Титана» с «Основным инстинктом». 37-летняя Джулия Дюкорно стала второй в истории фестиваля женщиной-режиссером, получившей его высшую награду.
В России уже купили права на показ «Титана», но дойдет ли картина до кинотеатров? Комментирует обозреватель «Кино ТВ» Егор Москвитин:
Егор Москвитин обозреватель «Кино ТВ» «Я думаю, что его обязательно покажут, потому что ничего такого из ряда вон выдающегося, вызывающего в нем нет. Главное, наверное, эпитет, которым можно описать, это неуютный, некомфортный, страшный, пугающий, заставляющий зрителя чувствовать себя не на месте фильм. То есть это такое футуристическое кино, да еще и в жанре ужастика, который рассказывает историю о девушке, которая беременеет от машины, о девушке, которая потом собирается родить от машины и, соответственно, из нее постоянно течет машинное масло. И еще в промежутках эта девушка выдает себя за юношу, чтобы избежать полиции, и в этом бегстве она вдруг привлекает к себе внимание взрослого мужчины, который когда-то потерял сына. То есть это так называемая трансгрессия, это демонстрация расчеловечивания. Это очень яростный фильм, заряженный на борьбу со многим, и понятные в принципе современные темы. И самое главное — это то, что фильм действительно ни на что не похож. То есть, если вспомнить все 24 картины этого Каннского кинофестиваля, то мы поймем, что самое запоминающаяся, самая резкая, дерзкая — это картина под названием «Титан». В ней есть очень умело управляющая режиссура, которая заставляет зрителей либо бежать из зала, либо прятаться в своих телефонах, отворачиваться и зажимать уши. И в этом фильме есть очень интересный смысл, потому что он вообще постчеловеческий, то есть фантазируешь еще о том, какими мы когда-нибудь станем в наших отношениях с машинами. Это действительно универсальная история, плюс внутри этого агрессивного сюжета зашит очень понятный сюжет про поколение, и в принципе этот сюжет был сквозным на этом фестивале».
На главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — претендовали 24 фильма, в том числе «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Кинооператор картины Владислав Опельянц получил приз Высшей технической комиссии фестиваля. А также России достался Гран-при второй по значимости программы Канн — «Особый взгляд». Его обладателем стала ученица Александра Сокурова Кира Коваленко за фильм «Разжимая кулаки» — о гиперопеке в семье.
За наградой Кира выйти не смогла, поскольку улетела на очередные съемки. Приз за нее получил продюсер картины, председатель совета директоров «АР Филмз» Александр Роднянский. Вот что он рассказал Business FM:
Александр Роднянский председатель совета директоров «АР Филмз» «Кира Коваленко, будучи вроде бы молодым режиссером и без особого опыта участия в Каннском фестивале, это было ее первым, она, несмотря на мои уговоры, что имеет смысл подождать финала, она сказала: «Ну, нет, как-то неприлично ждать конца фестиваля, как будто бы ты ожидаешь награду, это нехорошо, а тем более меня ждут на съемочной площадке». И улетела за три дня до конца фестиваля. А церемония Каннского фестиваля всегда готовится заранее. Тебе звонят, приглашают на финальную церемонию. И в случае если режиссер уехал, то его пытаются вернуть даже обратно. Но у нас улетела на съемочную площадку Кира очень далеко, в Канаду. Причем в такую часть Канады, откуда нужно добираться 16 часов самолетом. И нам позвонили и пригласили на церемонию. Было ясно, что мы что-то получили. А дальше, когда мы пришли, мы начали гадать, ну что же нам дадут. И дальше уже, когда на сцену приглашали одного за другим режиссера или продюсера получать награду и оставалось все меньше наград, нам закрадывалось в голову подозрение, что неужели, неужели получится Гран-при? Надо еще сказать, что при этом Гран-при в российском кинематографе не было. В программе «Особый взгляд», и то, когда уже не оставалось никаких других фильмов и когда было понятно, что уже главная эта награда, и председатель жюри — замечательный режиссер Анри Арнольд, с трудом выговаривая название фильма, я просто понял по контексту, что речь идет о нашем фильме. Вот уже дальше я пошел на сцену. Но, в общем, конечно, никаких ожиданий не было, была просто абсолютная радость прежде всего за молодого и необычайно талантливого режиссера».
Церемония вручения наград Каннского фестиваля в этом году запомнится конфузом. Председатель жюри, американский режиссер Спайк Ли случайно объявил обладателя «Золотой пальмовой ветви» в самом начале церемонии, убив таким образом главную интригу вечера. Возможно, причиной тому стал языковой барьер — церемония велась на французском языке, на котором Спайк Ли не говорит. В зале возникло замешательство. Положение спасла ведущая церемонии — она забрала у Ли список лауреатов и вернулась к протоколу.