Одежда из киберателье по цене масс-маркета. В России хотят сделать это возможным к 2025 году
Лента новостей
Такие ателье будут представлены в виде онлайн-платформ с виртуальными конструкторами. Насколько перспективна эта идея и почему некоторые компании отказались от создания у себя киберателье?
В России через четыре года появятся киберателье для удаленного производства одежды, сообщили ТАСС в пресс-службе «Платформы Национальной технологической инициативы».
Предполагается, что дизайнеры будут выкладывать на онлайн-платформах 3D-модели своих вещей, а пользователь сможет примерить любую из них, загрузив личный аватар со всеми индивидуальными мерками. Модель можно будет доработать по вкусу, после чего ее отправят на пошив на фабрику. А уже готовый условно пиджак доставят покупателю беспилотником.
Звучит интересно, но в реальности возникает ряд сложностей, говорят участники рынка. Одна из них — окупаемость. Как анонсируют разработчики киберателье, все вещи будут недорогими — по цене примерно как одежда из масс-маркета. Но вряд ли этого можно добиться именно в формате ателье. Президент компании по пошиву женской одежды Zaykins Анна Смирнова говорит, что у ее предприятия тоже были подобные идеи, и вот почему от них решили отказаться:
Анна Смирнова президент компании по пошиву женской одежды Zaykins «Там большие затраты. Если это должно быть доступно по цене, то тогда нужны большие вложения в ткани. Представьте, что вы закупите рулон ткани за 50 тысяч, придет человек и скажет, что хочет заказать, заплатит 2,5 тысячи, а у вас есть аренда, персонал, программное обеспечение, которое требует постоянного обслуживания. Нужно понять математику, как они хотят при таких ценах быстро окупиться. Тогда нужно, чтобы во всем мире они были одними-единственными на рынке, чтобы достичь колоссального успеха. Либо окупаемость будет лет десять».
В целом же рынок цифровой моды уже достаточно развит, причем как за рубежом, так и в России. Так, в приложении бренда Gucci покупатель может примерить кроссовки, просто направив камеру смартфона на ноги. Ту же технологию для примерки обуви использует российский интернет-магазин Lamoda. С одеждой пока ситуация сложнее — положение тела в пространстве нестабильно, что делает нестабильными и накладываемые текстуры.
Что же касается неподвижного цифрового аватара со всеми параметрами конкретного человека, то такие проекты тоже уже есть. Разработками занимаются, в частности, стартапы — резиденты «Сколково». Так, Sizolution разработал алгоритмы, которые создают 3D-модель тела покупателя по фотографии, а искусственный интеллект рекомендует оптимальный размер и демонстрирует посадку вещи на фигуре. А компания Texel производит 3D-сканеры для создания цифровых аватаров.
Сейчас же многие бренды стремятся перейти с бизнес-модели дизайн — производство — продажа на новую: дизайн, продажа и только потом производство. То есть технология поможет сначала выпускать диджитал-коллекции, а потом уже их производить. И именно массовое производство — это наиболее эффективное применение таких технологий, а не предлагаемое киберателье, говорит гендиректор Fashion Consulting Group, руководитель исследовательских программ Анна Лебсак-Клейманс.
Анна Лебсак-Клейманс гендиректор Fashion Consulting Group, руководитель исследовательских программ «Скорее такие услуги нужны будут не столько в формате ателье, сколько в формате крупных производств, которые за счет цифровизации смогут еще эффективнее и дешевле производить продукты. Во-первых, потому, что прототипирование, процесс создания лекал может быть удешевлен и упрощен. Во-вторых, можно тестировать виртуальные модели, показывая их в интернете, их изображения, и оценивая реакцию до того, как производитель потратит ресурсы на реальные образцы. Цифровые технологии в ателье, может быть, и будут, но это скорее как игрушка, потому что в ателье реально люди приходят за индивидуальной работой, индивидуальными решениями».
Также, по мнению экспертов, технология поможет решить и проблему перепроизводства, когда оставшиеся вещи производитель вынужден утилизировать, нанося тем самым вред экологии.