16+
Понедельник, 27 сентября 2021
  • BRENT $ 79.23 / ₽ 5754
  • RTS1747.56
12 августа 2021, 16:43 Общество
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Пандемия привела к резкому снижению суммы авторских отчислений для российских музыкантов

Лента новостей

Основная причина — падение посещаемости баров, кафе и ресторанов, в которых играется музыка, а также сокращение музыкальных мероприятий. Российское авторское общество пытается найти иные методики расчета авторских вознаграждений

Фото: depositphotos.com

Российские музыканты за прошлый год потеряли почти половину авторских отчислений, сообщает РБК со ссылкой на отчет Российского авторского общества (РАС). На фоне пандемии сборы РАС составили 3 миллиарда 300 миллионов рублей. Этот показатель стал самым низким за десять лет.

Из этого непосредственно авторы хитов, исполняемых в барах, кинотеатрах и на радио, получили только 1 миллиард 700 миллионов — в 1,6 раза меньше, чем в 2019 году.

Самая большая доля отчислений идет от общепита: ежемесячная ставка для ресторанов составляет 40 рублей за квадратный метр, но не менее полутора тысяч рублей. Поэтому доходы с авторских у музыкантов просели в первую очередь в месяцы локдауна, поясняет исполнительный директор РАО Алексей Карелов:

— Все мы с вами столкнулись с пандемией, ее мы совсем не ждали. Безусловно, пытаемся сохранить сборы на должном уровне, чтобы хоть как-то поддерживать авторов, предложить им какую-то альтернативу в данный момент времени не представляется возможным. Ожидаем только, что и власти смогут каким-то образом повлиять на ситуацию борьбой с пандемией, чтобы не вводить жестких мер и не ограничивать использование музыкальных произведений в общественных местах. Общепит в сборах — наверное, процентов на текущий момент 60-70. Концертная деятельность — 15-20%, не более.

— Возникали идеи каких-то гибких договоренностей с заведениями, если мало людей, даже учитывая, что они открыты, может быть, уменьшить сумму отчислений, а как в других случаях?

— Да, мы на авторском совете обсуждаем вопросы подхода к расчету вознаграждения. Вполне возможно, что в следующем году у нас будут иные методики расчета, которые мы сейчас просматриваем. Одним из таких расчетов, который мог бы быть, это расчет ставки вознаграждения не так, как она сейчас устанавливается, а потреково.

— На поверку, видимо, заведения будут платить больше?

— Нет. Заведения могут оптимизировать свои выплаты временем звучания, потому как сейчас мы даем лицензию, и сколько времени пользуется заведение, мы никак это не контролируем, и в случае применения именно платы по треку, то есть по времени, пользователь сможет уже самостоятельно рассчитывать ту сумму, которую он будет платить.

Также за использованную в эфире музыку РАО платят телеканалы и радиостанции. Сборы здесь также сократились, но менее заметно — 1,5 миллиарда рублей в прошлом году против 1,8 миллиарда в 2019-м.

Оставшись без концертов, некоторые более возрастные артисты начали поднимать ценник за телевизор, говорит композитор и певец Дмитрий Маликов. При этом он имеет в виду не себя:

Дмитрий Маликов композитор, певец «Я это не очень заметил, потому что где-то в одном месте убывает, в другом прибывает. Если у меня, например, доходы в концертной деятельности авторские упали, то в интернете доходы растут. Поэтому такого резкого падения в авторских доходах в прошедшем 2020 году я не ощутил, и слава богу. Доходы мои как композитора составляют максимум 10%. Многие авторы стали достаточно ощутимые средства просить за передачу своих прав и песен в эфир. Потому что, например, взрослые артисты меньше пользуются популярностью в интернете, но гораздо более востребованы на телевидении. Когда происходят какие-то фестивали, когда ты должен в перспективе исполнить какую-то песню на одном из центральных каналов, то ты должен получить разрешение у автора. Поскольку я являюсь автором музыки своих песен, но не являюсь автором слов, поэтому каждый раз надо согласовывать с автором слов сумму вознаграждения, и эти суммы растут, они становятся совсем не маленькими».

После локдауна социальная дистанция сократила число посадочных мест в заведениях, а значит, сократились и доходы. А вот размер авторских отчислений остался прежним.

В Москве в 2020-м заведения были закрыты всего пару месяцев — то, что удалось сэкономить, едва ли ощутимо, делится управляющий партнер и шеф-повар ресторана «Торро-гриль» Кирилл Мартыненко:

— Удалось сэкономить только те месяцы, когда мы не работали, все остальное время, это никак не привязано к количеству людей, платится, исходя из расчета посадочных мест в ресторане и исходя из той музыки, которую мы играем, исходя из плейлиста, потому что отчисления разным авторам различные немножко. Там не очень большие суммы, три-четыре месяца в районе 100-150 тысяч.

— Мне кажется, повыше, чем обещанные компенсации за коммунальные услуги, которые по итогу третьего квартала должны быть?

— В целом, да.

Доходы с концертной деятельности за прошлый год сократились в среднем на 80-90%, резюмирует РБК. Количество частных и корпоративных мероприятий упало почти в два раза — потери этой индустрии эксперты оценивают в 40-70%.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию