16+
Четверг, 23 сентября 2021
  • BRENT $ 74.85 / ₽ 5462
  • RTS1747.31
27 августа 2021, 02:59 Политика

В росте цен нашли новых «виноватых». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Возможно, к снижению цен приведет не ручное их регулирование в каждой отдельной отрасли, а широкомасштабное стимулирование экономики, которое и позволит в итоге ценам снизиться самостоятельно, задается вопросом политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

На днях вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу, Минпромторгу и Минсельхозу оценить ситуацию со стоимостью автоперевозок продуктов питания и подготовить меры по снижению цен на транспортные услуги. Она привела данные, согласно которым рост стоимости автоперевозок составил от 20% до 50%. Ранее газета «Коммерсантъ» указывала, что цены на внутрироссийские и зарубежные перевозки выросли, по разным оценкам, на 10-160%. В то же время в Картофельном союзе сообщили о подорожании перевозок по ряду направлений как минимум на 20-30% к уровню прошлого года, в отдельных случаях — в два раза. Правильны ли такие оценки и что делать для снижения цен?

Правительство давно пристально следит за ценами. «Виновными», или «крайними», периодически назначают то сетевые магазины, то самих сельхозпроизводителей, которые пользуются благоприятной мировой конъюнктурой. А та в свою очередь увязана с накачкой, которую произвели монетарные власти западных стран, напечатав триллионы долларов, евро, иен и прочей валюты, разогнавшей всемирную инфляцию. Так что без «мировой закулисы» снова не обошлось. Недавно под лозунгом торможения роста цен в строительстве для металлургических компаний ввели спецпошлину.

Теперь взялись за перевозчиков. Между тем президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин инвективы вице-премьера Абрамченко насчет 60-процентного роста расценок на перевозки в интервью Business FM опровергает. По его словам, перевозчики с 2010 года расценки не повышали, а рост цен произошел из-за введения системы «Платон», а еще платных автодорог, где на отдельных направлениях для фур вообще отменили льготный тариф по транспондеру. Сюда же надо добавить бесконечные госрегулирования, в том числе ограничения по продолжительности работы водителей.

Однако госчиновники в упор не видят себя самих в качестве первопричины повышения цен. Помимо всевозможных административных ужесточений и введения новых сборов в стране резко возросла собираемость этих сборов и налогов. ФНС по итогам первого полугодия отчиталась: поступление налогов в бюджет выросло более чем на 29%. Даже в сравнении с 2019 годом оно выросло на 15%. Неужели наша экономика тоже выросла на рекордные 29% или хотя бы на 15%? Ничего подобного. По итогам второго квартала рост составил лишь 10% к аналогичному периоду прошлого пандемийного года, а к 2019 году вообще скромные 1,5%. Общий рост ВВП по итогам года вряд ли превысит 4%. Получается, экономика растет ни шатко ни валко, а бюджет пухнет как на дрожжах.

Но если у нас так все хорошо и с собираемостью налогов, и вообще с работой предпринимателей «вбелую», то, может, пора подумать о снижении налогов с тем, чтобы подстегнуть не наполнение бюджетной «кубышки» на радость бюрократам, а на стимулирование экономического роста по всем направлениям? Что и приведет к снижению цен. Была бы неплохая «премия» за действительно происходящее обеление экономики.

Во всем мире именно этот механизм успешно используется. Заметим, при куда более прискорбных состояниях бюджетов, который у нас — «в полном шоколаде». Да и госдолг не превышает 20% годового ВВП, что по современным меркам — копейки. Зато Фонд национального благосостояния распух до 13 трлн рублей и продолжает пухнуть, ожидая команды потратить на разные мегапроекты. Только в этом году в нем уже прибавилось 300 млрд рублей.

Между тем, если кто не заметил, у нас предвыборная кампания. И как это ни покажется странным, тема снижения налогов ради стимулирования производства и потребления в ней практически отсутствует. Парламентские четыре «партии-мейджоры», включая «Единую Россию», соревнуются разве что в обещаниях по раздаче денег и льгот. Из непарламентских партий «Новые люди» выступили с идеей снижения налогов, но скорее в форме фарса. На мой взгляд, их предложение отменить все налоги, заменив налогом с оборота, угробит даже наш «опухший» бюджет и все социальные программы заодно. Другая партия — Партия роста — пошла путем, наверное, не всем понятной лаконичности, выпустив стильный ролик в белых тонах, где обыгрывается лозунг за снижение налогов.

Кандидатка вся в белом ножницами срезает зеленое растение в белом же горшке, показывая, как разные ведомства «стригут бизнес» под корень. Однако эти два примера — скорее исключения из общего правила. Тема снижения налогов не звучит в предвыборной кампании, а чиновники делают вид, что все новые успешные поборы с бизнеса ну никак не влияют на рост цен для конечных потребителей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию