16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.19 / ₽ 8217
  • RTS1178.69
7 сентября 2021, 13:06 Компании

Меньше государства: как сократить госсектор в экономике. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Алексей Кудрин пишет о необходимости сокращения госсектора в российской экономике. Казалось бы, это можно решить продажей госкомпаний частным инвесторам. Однако есть как минимум три препятствия для этого, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Председатель Счетной палаты России, экс-министр финансов Алексей Кудрин, остающийся одним из самых авторитетных и влиятельных экономистов России, написал статью, в которой призвал сократить госсектор в российской экономике. Проблема в том, что одной приватизацией крупных компаний госсектор в нашей стране не сократишь.

В своей статье Кудрин приводит достаточно наглядные примеры и без того очевидного тотального доминирования компаний с государственной собственностью в отечественной экономике: в российской десятке крупнейших компаний только четыре — частные, а в американской — ни одной с госучастием; доля совокупной выручки госкомпаний в нефтегазовом секторе в России составляет почти 75%, в машиностроении — 55%, в финансах и страховании — почти 50%. Если вычленить оттуда страхование, где еще остались крупные частные компании, то госбанки явно дадут не меньше 60% всей прибыли банковской системы.

Сам экс-министр финансов в целом не отрицает определенных преимуществ госсектора. В частности, это позволило России получить меньшую безработицу и меньший спад экономики по сравнению с США или европейскими странами во время пика коронакризиса и эпидемических ограничений в 2020 году. Повсюду разорялись или сокращали персонал преимущественно частные бизнесы. А в России бюджетники и работники госкомпаний продолжали получать зарплату и не теряли работу.

Но неэффективность управления и зависимость бюджета от крупнейших госкомпаний (20 компаний в России дают почти 97% всех бюджетных доходов и к тому же являются главными работодателями в стране) — точно не самая лучшая конструкция для экономики, если Россия хочет быть процветающей и конкурентоспособной.

При этом в нашей экономике есть, по крайней мере, три системных препятствия, которые не позволяют уменьшить долю госсектора самым простым и естественным способом — продажей госкомпаний частным инвесторам.

Во-первых, де-факто многие крупнейшие государственные компании работают как частные, а их топ-менеджеры ведут себя практически как владельцы. Причем госкорпорации даже по своей изначальной правовой форме — коммерческие бизнесы в государственной оболочке.

Во-вторых, чтобы уменьшить долю госсектора, надо менять саму структуру бизнеса и полномочия некоторых госкомпаний. Например, нигде в мире, кроме России, крупнейшая газодобывающая компания не является еще и фактическим распорядителем газотранспортной системы. То есть добывают газ и транспортируют его внутри страны или за рубеж разные компании, а не одна, как у нас.

Кроме того, отечественные крупнейшие госкомпании имеют огромное количество непрофильных активов в самых далеких от их основного бизнеса отраслях, у нас это принято называть содержательно ничего не значащим словом «экосистема». При этом, например, у «Сбера» есть экосистема вплоть до бизнесов по доставке еды и онлайн-кинотеатров, а крупнейшие американские или японские банки пока в доставке еды замечены не были. Да и Google, в отличие от «Яндекса», пока не занимается частным извозом.

Третья системная проблема — отсутствие реальных частных покупателей на крупнейшие госкомпании, даже если государство и захочет продавать их контрольные пакеты. Все крупные «приватизационные» сделки последних лет в России (их было ничтожно мало) — это перекладывание актива из одного госкармана в другой на деньги бюджета или госбанков.

Таким образом, внутри России купить контроль в крупной госкомпании прямо сейчас могут только государство или другие крупные госкомпании. А иностранные инвесторы из-за войны санкций вряд ли захотят претендовать на контроль крупнейшими российскими госкомпаниями, даже если мы вдруг решимся на реальную приватизацию государственных гигантов.

Проблема российской экономики не в том, что у нас слишком большой и постоянно растущий в течение последних 20 лет госсектор. Проблема в том, что у нас само государство стало корпорацией. Именно поэтому доступ к государственным ресурсам становится главным бизнесом крупнейших российских компаний. Простой приватизацией в такой ситуации роль и влияние государства на экономику явно не уменьшить.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию