16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.27 / ₽ 8224
  • RTS1178.69
14 сентября 2021, 12:41 Политика

Забыть Афганистан: зачем Байдену понадобился саммит по борьбе с COVID-19. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Президент Джо Байден намерен 22 сентября провести всемирный саммит по борьбе с COVID-19. Россия при желании может принять в нем участие, считает колумнист, но для достижения конкретных целей, а не чтобы помочь Байдену

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Похоже, власти США официально решили признать пандемию коронавируса глобальной политической, а не медицинской проблемой. Об этом свидетельствует намерение президента Джо Байдена провести 22 сентября всемирный саммит по борьбе с COVID-19 и будущими возможными эпидемиями. Каких последствий можно ожидать от этого саммита и как в дальнейшем России реагировать на него и на саму пандемию?

Если не можешь победить ковид, надо его возглавить. Примерно так решили американские власти. Естественно, первый вопрос, который возникает по поводу идеи администрации Байдена, — почему всемирный саммит по коронавирусу (к тому же политический, а не медицинский) понадобилось проводить именно сейчас, почти через два года после начала пандемии. Официальный отсчет заражений принято вести с 31 декабря 2019 года.

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Вступив в должность президента в январе 2021 года, Байден уже привел страну к одному из самых позорных военных и политических поражений в истории США. Проблема не в самом выводе американских войск из Афганистана, его, по сути, начинал готовить еще позапрошлый американский президент Барак Обама. Проблема в том, что США принципиально просчитались в оценке последствий своего ухода. Американские власти не ожидали, что «Талибан» (запрещенная в России организация) возьмет страну под контроль в считаные дни. И тем самым обнулит все результаты 20-летней американской войны в Афганистане, кстати, самой долгой во всей истории Штатов.

Теперь Байден экстренно пытается «переключить повестку» на коронавирус и выставить США неким мировым лидером в борьбе с пандемией. При этом результаты борьбы с пандемией в самих США, мягко говоря, не дают Америке права на такое лидерство. При том что в стране полностью вакцинированы почти 180 миллионов человек при населении 330 миллионов, США прямо сейчас демонстрируют примерно такие же показатели смертей и заражений, как год назад, когда было ноль вакцинированных. Штаты по-прежнему занимают первое место по числу выявленных заражений ( более 42 миллионов, или почти каждый пятый случай от всех выявленных в мире) и лидируют по количеству смертей — более 680 тысяч, или примерно каждая седьмая зафиксированная в мире смерть от COVID-19. Важнейший для любых эпидемий показатель, количество смертей на миллион популяции, у США тоже намного хуже, чем среднемировой. В США он на 14 сентября 2021 года составляет 2041 смерть на миллион, тогда как в мире в целом — 597 смертей на миллион.

Попытки принудительной вакцинации и дискриминации непривитых, которые американские власти с большой вероятностью предложат на саммите в качестве универсальных мер борьбы с пандемией, не дают результата нигде. Сравнение двух индексов заражений по странам мира и хода вакцинации по странам мира однозначно показывает отсутствие прямой связи между долей вакцинированных и ходом пандемии (ежедневным числом смертей и заражений) в разных странах. Нет такой связи и с другими ограничительными мерами. Везде все по-разному и зависит от господствующего штамма, а не от степени и практик «санитарного насилия» государства над людьми.

При этом сама по себе идея закончить пандемию политическим путем (кстати, в июне 2021 года на саммите «Большой семерки» в Великобритании такая цель была поставлена на 2022 год в итоговом коммюнике) кажется очень разумной. Доля смертей в активных случаях и во всех выявленных продолжает неуклонно снижаться, несмотря на появление новых, более заразных штаммов, и находится на уровне чуть выше 2%. Доля критических случаев в новых балансирует на уровне 0,55-0,6% последние три месяца. Популяционной угрозы (а именно такая угроза является главной при оценке опасности любых пандемий) COVID-19 не представляет. За время пандемии в 2020 году население Земли увеличилось на 86 миллионов человек, а с начала 2021 года — еще на 41,3 миллиона.

Россия при желании может принять участие в американском саммите по коронавирусу. Есть смысл присоединиться и к таким идеям, как обеспечение максимальной доступности и взаимное признание всех существующих вакцин для всех стран. Люди должны иметь доступ ко всем вакцинам в любой стране. Но при этом совершенно очевидно, что в медицинском смысле нет никакого фундаментального отличия привитых от непривитых. Что создание эффективных лекарств от ковида, которых пока в мире нет, не менее важно, чем вакцинация. Что вакцинировать 100% населения планеты, включая детей и подростков, которые разносят вирус точно так же, как люди других возрастов, не удастся ни за год, ни за два.

Поэтому было бы замечательно, если бы российские власти не устраивали больше никаких дополнительных коронавирусных ограничений после парламентских выборов 19 сентября. Пора признать очевидное: пандемия де-факто уже кончилась — победой коронавируса. Остановить его распространение по планете не удалось. Но 20,5 месяца пандемии — достаточный срок, чтобы понять: с этим вирусом можно жить совершенно обычной жизнью. А помогать Байдену решать его прикладные политические задачи после афганского фиаско России точно не стоит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию