16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.25 / ₽ 8398
  • RTS1160.60
13 октября 2021, 02:27 Финансы

Государство поделится с гражданами триллионами рублей, но не всеми. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Путин анонсировал выделение 41,5 трлн рублей на соцполитику. Как депутатам удастся согласовать параметры нового бюджета с расставленными президентом приоритетами?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин в ходе встречи с депутатами Госдумы 8-го созыва заявил, что на социалку в ближайшие три года планируется выделить 41,5 трлн рублей, а на здравоохранение — почти 11 трлн. В проекте бюджета, который предстоит рассмотреть новой Думе, президент выделил три ключевых приоритета — социальная политика, экономическое развитие и здравоохранение. Ранее спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин отмечал, что бюджет страны сформирован с профицитом в размере более 1,3 трлн рублей.

Владимир Путин, подчеркнув социальный характер проводимой государством политики, косвенно ответил на обвинения — в основном с левого фланга — по поводу сокращения государственных расходов. Оно в следующем году составит 1,5% ВВП на фоне огромного профицита бюджета в этом году и планируемого в следующем. Лидер эсеров Сергей Миронов даже запальчиво назвал проект бюджета на 2022 год «ударом по национальной безопасности России». Мол, «как бороться с бедностью, если расходы на социальную политику сократят на 370 млрд рублей?» — возмущался он, подсчитав, что расходы на здравоохранение, которые планируется сократить на 118 млрд рублей, «составят менее 1% ВВП».

Впрочем, стоит учесть, как и сделал президент, расходы также из внебюджетных фондов. На то же здравоохранение — из Фонда обязательного медстрахования. А на пенсионеров — из Пенсионного фонда. Тогда цифры будут лучше. Хотя все равно хочется большего.

Проект бюджета на три года обращает на себя внимание перекосом в пользу накопления государством финансовых резервов и профицита, что потребует в том числе ужимания именно бюджетных расходов на социальную сферу. Зато такая подушка безопасности гарантирует относительно спокойное прохождение проблемных периодов, которых в непростых внешнеполитических условиях можно ждать чуть ли не в любой момент. А вдруг завтра новые санкции? Затянется пандемия. Или нефть «упадет», как на закате СССР. Зато правительство обещает сохранить умеренные темпы повышения тарифов естественных монополий — не более 4%, что существенно ниже инфляции.

Во многом такая инфляция — импортируемая. Мировая экономика переполнена эмитированными во время пандемии триллионами долларов. Один из результатов — резкий рост цен на все основные товары российского экспорта, начиная с газа и нефти и кончая металлами, удобрениями и углем. Возможно, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и позволяет представителям власти избегать прежде традиционно жесткой увязки расходов на социальную политику с ростом экономики. Видимо, расчет на то, что заявленные расходы на социалку можно потянуть и без роста ВВП более чем в 3%, тогда как в рамках упомянутой увязки обычно говорилось, что для роста соцрасходов надо бы процентов 5, не менее.

До 2024 года располагаемые доходы населения также вырастут несильно: в среднем 2,4% в год (2,4% в следующем году и 2,5% в 2023-2024). А вот доходы бюджета уже в следующем году увеличатся, как минимум, на 5,2%, до 25 трлн рублей. Только сборы налогов увеличатся на 1,382 трлн рублей, тогда как общие бюджетные расходы лишь на 263 млрд (до 23,694 трлн). Профицит пойдет в том числе на пополнение ФНБ. Из почти 76,3 трлн рублей доходов на три ближайших года больше половины — 40,2 трлн рублей — соберут именно за счет налогов.

Больше всего увеличатся доходы от НДС. Но также предполагается резкий рост поступлений от НДФЛ. Если в этом году доходы от НДФЛ планируются на уровне 81,3 млрд, то уже в следующем — почти 187 млрд, а в 2024-м — 203,7 млрд. Почти в два раза быстрее роста экономики будут расти и доходы от налога на прибыль предприятий.

В условиях такой бюджетной политики на фоне непростого инвестиционного климата, высокой ключевой ставки, стагнирующих доходов населения и малого роста потребительской активности рост экономики вызывает опасения. Увеличение налоговой нагрузки на предприятия также пока не сопровождается механизмами стимулирования инвестиций. Мотивы государства тоже можно понять: изымая средства у предприятий и граждан, оно собирается направить их в том числе на реализацию нацпроектов. В совокупности за три года — это около 8,8 трлн. По словам президента, «на развитие экономики и поддержку регионов предполагается выделить 15,1 трлн рублей». Однако надо еще повысить исполняемость многих нацпроектов, которая подчас заметно отстает от плановой.

А еще будут централизованы доходы от НДПИ на черные и цветные металлы и минеральные удобрения: по нормативу 83 к 17 в пользу федерального бюджета против региональных. До сих пор регионы получали 60% от поступлений НДПИ и хотели бы большей свободы в распределении этого вида природной ренты. Но в Москве считают, что могут эффективнее распорядиться этими деньгами. Средства, пополняя и без того профицитный бюджет, изымаемые из экономики и потребительского рынка, затем частично вернутся в различных видах федеральной социальной политики в целях повышения ее эффективности. Ключевое слово тут «частично».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию