16+
Пятница, 3 декабря 2021
  • BRENT $ 69.69 / ₽ 5132
  • RTS1690.13
22 октября 2021, 19:10 Общество

Потепление как глобальный вызов

Лента новостей

Как мир пытается сократить выбросы парниковых газов, чтобы замедлить изменения климата

Фото: depositphotos.com

В последние годы во всем мире говорят об энергопереходе, о постепенном отказе от углеводородного топлива с целью сокращения выбросов парниковых газов. Есть конкретные планы: так, ЕС в декабре 2019 года провозгласил «зеленый курс» для достижения климатической нейтральности к 2050 году (сколько эмитировали углекислого газа, столько и поглотили). Тот же Евросоюз намерен через 30 лет полностью отказаться от бензиновых двигателей.

США планируют вдвое сократить выбросы СО2 к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года, заявил в апреле этого года президент Джо Байден на открытии климатического саммита в Вашингтоне. Россия тоже не остается в стороне: мы уже сократили выбросы парниковых газов в два раза от уровня 1990 года.

Совместные усилия всех стран

Саму проблему начали обсуждать еще в 70-е годы прошлого века. Тогда отдельные ученые предположили, что усиление парникового эффекта, о котором было известно с XIX века, связано с деятельностью человека. В 1980-е стало понятно, что проблема очень сложная и требует объединения усилий ученых всех стран. В 1988 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП) учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата, в которую входили в том числе российские ученые. В том же году Генассамблея ООН впервые рассмотрела вопрос об изменении климата и приняла резолюцию «О защите глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества». Но конкретная работа по борьбе с глобальным потеплением началась позже, после принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), которая была открыта для подписания в ходе «Саммита Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и вступила в силу в 1994 году. Ее подписали и ратифицировали 197 стран.

Основная цель РКИК ООН — не допустить опасного антропогенного воздействия на климатическую систему Земли. В документе признается наличие проблемы и ставится конкретная цель: стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на уровне, исключающем опасное воздействие на климат. На развитые страны возлагается ответственность за первоочередные действия по борьбе с изменением климата. Действуя в рамках конвенции, индустриально развитые государства договорились поддерживать меры по борьбе с изменением климата в развивающихся странах и предоставлять им соответствующую финансовую помощь.

В 1997 году на третьей конференции сторон РКИК ООН был принят Киотский протокол — первое юридически обязывающее соглашение по сокращению выбросов в атмосферу. Он определил количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов, однако в Киотском протоколе не были прописаны практические механизмы реализации этих обязательств. Кроме того, Киотский протокол требовал отдельного формального процесса подписания и ратификации перед вступлением в силу. США вышли из этого соглашения, а ряд других стран не выполнили свои обязательства.

На смену Киотскому протоколу пришло Парижское соглашение, принятое в 2015 году на 21-й конференции сторон РКИК в Ле-Бурже. Главная цель соглашения — не позволять средней температуре на планете расти выше 2 градусов Цельсия по отношению к показателям доиндустриальной эпохи, а по возможности снизить ее до 1,5 градуса. Участники Парижского соглашения к 2050 году планируют ограничивать выброс парниковых газов, получаемых в результате промышленной деятельности человека, до уровня, который деревья, почва и Мировой океан могут переработать естественным образом.

Развитые страны — участницы соглашения обязуются выделять средства в специальный климатический фонд для помощи бедным государствам. Эти деньги будут направлены на борьбу с последствиями климатических изменений в таких странах и переход на использование возобновляемых источников энергии.

Для достижения основной цели — сдерживания роста средней температуры — странам нужно к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы от уровня 1990 года, а к концу XXI века — сократить до нуля. По данным ВР, выбросы только СО2 (основного парникового газа) в 2018 году во всем мире составили почти 40 млрд тонн. Больше всего приходится на Китай (9,4 млрд тонн), США (5,1 млрд тонн), Индию (около 2,5 млрд тонн) и Россию (около 1,6 млрд тонн).

Парижское соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 года. По данным ООН на октябрь 2020 года, его ратифицировали 189 стран и ЕС. При Трампе США вышли из Парижского соглашения, но следующий президент Джозеф Байден подписал указ о возвращении Соединенных Штатов в Парижское соглашение по климату.

Углеродная нейтральность: планы России

Россия как страна — участница РКИК ООН и Парижского соглашения взяла на себя обязательства достичь климатической углеродной нейтральности к 2060 году. Об этом заявил на Российской энергетической неделе в Москве президент Владимир Путин. Наша страна уже направила в секретариат РКИК ООН свою климатическую стратегию.

Важная роль в деле достижения климатической нейтральности отводится мегаполисам. В частности, если мы говорим о России, то реализовать планы по сокращению выбросов на национальном уровне невозможно без участия крупнейшего города страны с населением 12 млн человек. Москва в 2019 году присоединилась к пилотному проекту ОЭСР «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития», подтвердив тем самым свою приверженность Целям устойчивого развития, одной из которых является сокращение выбросов парниковых газов.

Российская столица за последние 30 лет уже снизила на четверть уровень эмиссии. Об этом в рамках прошедшего летом 2021 года международного конгресса Moscow Urban Forum рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский: «Москва снизила на 25% количество выбросов парниковых газов с 1990 года. И это не предел. У нас есть заделы, чтобы дальше двигаться в этом направлении».

Антон Кульбачевский отметил роль естественных экосистем в снижении негативного воздействия на климат в Москве. Почти половину всей площади города занимают зеленые насаждения. В городе действуют сразу несколько программ по озеленению, в частности программа «Наше дерево» дает возможность семьям бесплатно посадить именное дерево в честь рождения ребенка. За два года его существования по заявкам горожан высажено почти 7,5 тысячи деревьев. В рамках еще одной программы «Миллион деревьев» по итогам 2020 года в Москве было высажено 6 тысяч деревьев и 424 тысячи кустарников. Всего за последние 11 лет в городе высажено более 10 млн деревьев и кустарников.

Также в 2019 году Москва подписала декларацию «Зеленые и здоровые улицы» группы климатических лидеров С40, которая объединяет 90 крупнейших городов мира с населением 600 млн человек, включая Москву. Основная цель — привлечь внимание к вопросам изменения климата за счет активной деятельности городов, а также усилий, направленных на уменьшение выбросов углекислого газа.

В начале октября Москва приняла участие в международной конференции Pre-COP26, посвященной теме экологии и климатическим изменениям. Встреча прошла в преддверии 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26), которая пройдет 31 октября по 12 ноября 2021 года в Глазго (Шотландия). В рамках встречи Антон Кульбачевский отметил, что меры, принимаемые Москвой в области климатической политики, полностью соответствуют целям международных сообществ, таких как С40 и U20. Город также активно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения и Всемирной метеорологической организацией.

Москва много делает для сокращения выбросов. Так, столица стала первым регионом в России, принявшим стандарт моторного топлива «Евро-5». Были введены зоны, где ограничено движение неэкологичных грузовых машин. В городе есть альтернативы как личному, так и общественному транспорту: на долю столицы приходится 85% российского рынка каршеринга, есть сервисы проката электросамокатов и велосипедов.

Автобусный парк Москвы — один из самых молодых в Европе. Все городские автобусы оснащены двигателями класса «Евро-5». Несмотря на это, российская столица стала одним из первых городов мира, который принял решение отказаться от закупки дизельных автобусов. Примерно через шесть-семь лет столица полностью откажется от автобусов с двигателями внутреннего сгорания и станет первым в мире крупным городом, который полностью перейдет на электротранспорт.

По подсчетам экспертов, открытие в 2023 году движения по Большой кольцевой линии метрополитена сократит число выезжающих на дороги Москвы автомобилей на 10 тысяч ежедневно. Как результат: выбросы загрязняющих веществ будут снижены на 885,5 тонны в год, а углекислого газа — на 20,9 тысячи тонн в год.

Сегодня в Москве идет разработка климатического плана. В него войдет перечень необходимых мер для дальнейшего сокращения объема выбросов парниковых газов. Чтобы скоординировать действия экспертов, в ближайшее время планируется запуск климатической онлайн-платформы.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию