16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.89 / ₽ 8016
  • RTS1128.26
19 ноября 2021, 08:00 Недвижимость

Робот-дизайнер: готов ли рынок к такому партнерству?

Лента новостей

Среди проектов экспресс-акселератора конкурса «Цифровой прорыв» наибольший интерес для рынка недвижимости представляет проект команды Plannerix. Их робот-дизайнер за секунды создает десятки вариантов дизайн-проектов интерьеров с учетом расположения объекта, состава семьи или компании, бюджета и сроков

Фото: depositphotos.com

На днях завершился экспресс-акселератор конкурса «Цифровой прорыв» — одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Заявки на участие подали 113 команд — конкурсантов текущего сезона; были отобраны 15 проектов, они и прошли акселератор, ключевая цель которого состояла в том, чтобы проверить бизнес-гипотезы и привести команды к первым продажам за четыре недели.

Среди победителей* проект «Велогород. Online» — первая в России цифровая велосипедная экосистема, которая собирает и систематизирует данные для мониторинга велосипедного трафика, визуализирует его ключевые характеристики и предоставляет инструменты для проектирования востребованной велоинфраструктуры в российских городах; проект «Наука сна», представляющий собой прототип мобильного приложения для улучшения качества сна; проект inScience — созданная конкурсантами система, которая позволяет проводить анализ достижений ученого, групп ученых, кафедр, институтов или целых университетов на основе ряда баз данных, отображать сведения об актуальных конкурсах в соответствии с интересами и научными достижениями ученых и формировать новые научные команды.

Но наибольший интерес рынка недвижимости может вызвать проект, который предложила команда Plannerix — призер хакатона «Креативные индустрии. Коммуникации и контент». Речь идет о роботе — дизайнере интерьеров, способном распознавать поэтажные планы, технические документы, эскизы и чертежи архитекторов, анализировать потребности клиента и генерировать нестандартные планировочные решения. Система создает рабочие чертежи и сметы, 2D-планировки помещений и их виртуальные 3D-варианты с возможностью просмотра и редактирования в дополненной и виртуальной реальности. По мнению разработчиков, робот-дизайнер поможет застройщикам, риелторам, авторам классифайдов недвижимости: ведь за несколько секунд он автоматически создает десятки вариантов дизайн-проектов интерьеров, учитывая расположение объекта, состав семьи или компании, бюджет и сроки. Как отмечается в официальном пресс-релизе, проект уже применяется на рынке.

Конечно, Plannerix — не первые россияне, задумавшиеся о роботах-дизайнерах. Достаточно вспомнить, например, прошлогодний рассказ портала «Цифровая Россия онлайн» о том, как «Студия Артемия Лебедева» расширяет использование искусственного интеллекта и роботов для дизайна проектов.

И все же что думают участники рынка недвижимости о его новом ИИ-игроке, который для одних должен стать помощником, а для других — конкурентом? Точнее, так: что думают участники рынка по поводу практического применения робота-дизайнера?

Фото: пресс-Служба Radisson Hotel Group

Как выясняется, думают разное. Директор по развитию бизнеса компании Turner & Townsend Ольга Драбкина называет разработку команды Plannerix очень классной и перспективной идеей, которая поможет рынку удовлетворить потребность в быстрых и дешевых решениях.

Ольга Драбкина директор по развитию бизнеса компании Turner & Townsend «На рынке есть похожие автоматизированные программы, которые нацелены на ускорение и удешевление проектирования, но они все-таки предполагают некоторое участие проектировщика. Команда Plannerix шагнула вперед, предложив решение, не требующее непосредственного участия человека. И в этом нет ничего удивительного: как раз этот проект идет в ногу со временем цифровизации и минимизации контактов в свете COVID-19».

Вообще, по оценкам коммерческого директора компании Gravion Елены Тарасовой, девелоперы комфорт-класса с помощью робота-дизайнера могут «создать множество планировочных решений, поставив это на поток и кастомизировав, параллельно минимизируя затраты как для себя, так и для потенциального покупателя. Возможно, первое время это способно даже стать фишкой проекта, дополнительным инструментом привлечения клиентов при прочих равных». Однако, по мнению эксперта, ждать повсеместного или хотя бы масштабного использования такого «конструктора» точно не стоит. В частности, потому, что часть функционала робота-дизайнера в принципе уже устарела, а часть нужна только определенному пулу застройщиков, отмечает директор по маркетингу и продажам компании Lexion development Алексей Лухтан.

Алексей Лухтан директор по маркетингу и продажам компании Lexion development «На наш взгляд, для первичного рынка жилья распознавание планировок в цифровом формате совершенно не интересно, поскольку девелоперы на этапе проектирования изначально прорабатывают все планировочные решения в 2D- и 3D-форматах. Кроме того, девелоперы все чаще начинают использовать BIM-технологии, как для расчета материалов, необходимых для строительства, так и для формирования ведомостей объемов работ, планировочных решений и так далее. Скорее услуга распознавания планировок может быть уместна для вторичного рынка жилья, но все же узкого круга потребителей. При этом на текущий момент совершенно непонятно, как эта система будет работать: ведь планировочных решений на «вторичке» довольно много, есть также и перепланировки, а робот все-таки заточен под определенные типы».

Что касается элитных проектов с их эксклюзивным дизайном и архитектурой, где в 80% случаев материалы для отделки и мебель производятся на заказ, здесь вероятность создания роботом идеальной планировки для каждого потенциального покупателя вообще равна нулю, уверена директор по продажам клубных домов Turandot Residences & Artisan Ольга Зыблая.

Ольга Зыблая директор по продажам клубных домов Turandot Residences & Artisan «Интегрировать некие «стандарты», разработанные искусственным интеллектом, — сложная задача, так как в элитном сегменте на первом месте стоит персонализация: здесь важны уникальные решения, и ключевым преимуществом для искушенных покупателей является возможность реализовать собственные идеи. Расскажу об одном из последних кейсов в Artisan. Для разработки дизайн-проекта достаточно большого по площади пентхауса (без внутренних стен и с выходом на эксплуатируемую кровлю) собственники выбрали студию, которая создает уникальные дизайнерские решения по следующему сценарию: архитектор приезжает к семье, где анализирует поведенческие привычки каждого, узнает, чем люди увлекаются, какой у них график дня, есть ли домашние животные. На основании полученных данных создается персональный проект будущей квартиры, максимально подходящий для ее жителей. Искусственный интеллект может до бесконечности перебирать грамотные варианты, но применительно к владельцу премиальной недвижимости так и не попасть в «Да! Это именно то, что я хотел!».

Елена Тарасова тоже подчеркивает, что интерьерный дизайнер должен, помимо всего прочего, быть психологом, то есть «принять во внимание индивидуальные пожелания клиента и соотнести их с физическими возможностями здания. И дело, наверное, не только в стиле, материалах и так далее, а в душе и инстинктивном понимании уюта». И это не единственный аргумент эксперта против робота.

Елена Тарасова коммерческий директор компании Gravion «Не стоит забывать о таком факторе, как имя. Для некоторых покупателей, особенно в высокобюджетных сегментах, принципиально важно наличие известного дизайнера. Квартиры, интерьер которых сделан раскрученными архитекторами и дизайнерами, пользуются наибольшим спросом, а авторский дизайн способен увеличить стоимость недвижимости до 10-15%. Кроме того, любой робот создается и программируется человеком. Он никогда не будет полностью виртуальным и автономным, для его работы требуются материальные и людские ресурсы. Поэтому даже здесь нельзя исключить человеческий фактор. Да и технических ошибок невозможно полностью избежать. Вспомните явление, которое год или два назад было замечено в Facebook и других социальных сетях, — «пузырь фильтров», когда программа, опираясь на предпочтения большей части пользователей, давала рекомендации, соответствующие этим предпочтениям, но скрывала альтернативные точки зрения. Наконец, когда твой проект не имеет аналогов — это явное конкурентное преимущество. С искусственным интеллектом, к сожалению, такого не достичь».

Словом, большинство девелоперов пока не спешат отдавать дизайн на откуп искусственному интеллекту. «У такой идеи, несомненно, есть большой шанс на жизнь, но, скорее всего, это станет вспомогательным инструментом. Простой пример: сегодня люди творческих профессий, например художники, используют в своей работе инструменты, которые какое-то время назад просто не существовали: графические планшеты, графические редакторы со множеством возможностей и так далее. Они избавили людей от нудных операций, дав им возможность сосредоточиться на творчестве. Но заменили ли эти инструменты их самих? Стало ли нашему обществу нужно меньше художников? Очевидно, что это не так», — делится рассуждениями Елена Тарасова.

Однако все может пойти по другому, похожему, но чуть более жесткому сценарию, о котором говорит Ольга Драбкина. «Вскоре может случиться так, что искусственный интеллект вытеснит с рынка большую часть дизайнеров интерьеров, но вместе с этим повысится ценность действительно профессиональных дизайнеров с индивидуальным подходом. Типовая жилая единица или художественная ценность — вот такой выбор придется делать каждому», — не исключает эксперт.

* Есть в распоряжении Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию