16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.00
5 декабря 2021, 14:31 Компании

Производители пива не готовы к переходу на новую систему маркировки продукции

Лента новостей

Как заявляют представители отрасли, установка и отладка нового оборудования, а также необходимость регистрировать продукцию сразу в двух системах станет серьезным ударом для производителей и увеличит отпускную цену товара

Фото: depositphotos.com

Пиво не готово к учету. Крупнейшие производители слабоалкогольного напитка сочли нереальными сроки введения обязательной маркировки. Ранее Минпромторг заявил, что пиво в спецупаковке начнут маркировать уже с 1 сентября будущего года, а в других видах тары — с 1 декабря. Свое решение ведомство объяснило борьбой с нелегальным сектором пивного рынка.

Почему представители отрасли опасаются коллапса из-за правительственных мер? И помогут ли они ликвидировать теневой оборот пива?

Сперва обязательная маркировка слабоалкогольного напитка коснется лишь разливного пива в спецупаковках — уже через девять месяцев она станет актуальной. Еще через три, к декабрю 2022-го, маркировка затронет все виды тары. Их Минпромторг обяжет производителей регистрировать сразу в двух местах. В Единой государственной автоматизированной информационной системе, которая уже 14 лет контролирует алкогольный рынок России, и в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров она и отвечает за маркировку. Свое нововведение правительство объясняет желанием ликвидировать нелегальный оборот пива. По данным ведомства, объем такого рынка сейчас составляет от 5% до 12% в зависимости от региона.

Представители отрасли в свою очередь напоминают регулятору, что он неоднократно заявлял о готовности работать только с одной системой. Тот же, чтобы продемонстрировать эффективность своего проекта по двойной защите от контрафакта, запустил в апреле его демо-версию. На эксперимент согласились 178 заводов, и по крайней мере части из них он показался успешным. В компании «Афанасий», например, заявили, что уже выбирают поставщика технических решений. Глава Ассоциации производителей пива Андрей Губка уверен, что пример «Афанасия» — исключение:

Андрей Губка Глава Ассоциации производителей пива «В стране более двух тысяч пивоварен. Невозможно за полгода произвести столько оборудования, установить его, оттестировать и вывести его в штатный режим. По расчетам ассоциации, на каждую крупную линию установка какого-то оборудования (еще никто не понимает до конца, какого именно) будет стоить как минимум в районе 100 и более миллионов рублей. У маленьких предприятий это будет значимо дороже, потому что эффективность производственная ниже. А кто-то вообще закроется, потому что в принципе в рамках его бизнеса он вообще не потянет такие затраты».

Если же компании и удастся покрыть расходы на внедрение новых станков, то эти потраченные средства неминуемо отразятся на конечной стоимости пива. У крупного производителя цена за бутылку может вырасти примерно на два рубля, у небольших пивоваров рост составит все шесть, прогнозирует владелец пивоварен «Труэль» и «Варяг» Павел Ольшанский:

Павел Ольшанский владелец пивоварен «Труэль» и «Варяг» «Для мелкого бизнеса себестоимость бутылки может увеличиться на 3 рубля. Соответственно, дистрибьюторы накрутят еще свои 20%. И «конечник» накрутит от 50% до 100%. То есть рублей на 6-7 цена бутылки на полке, скорее всего, увеличится. В связи с тем, что в последнее время покупательная способность потребителя падает, то как минимум для таких небольших пивоваров, как я, это серьезная проблема — удорожание продукции на полке. Те, кто работает полностью вчерную, они и от ЕГАИС не страдают, и от маркировки страдать не будут».

Честные производители пива в таком случае окажутся намного менее конкурентоспособными. И некоторые из них, чтобы сохранить свой бизнес на плаву, могут перейти в серую зону, отмечают эксперты. Если это произойдет, эффект от маркировки будет прямо противоположным.

Впрочем, вряд ли Минпромторг остановится на полпути. Уже к 2024 году ведомство планирует создать единую систему маркировки товаров. Помимо пива, она уже стала обязательной для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и других товаров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию