Новак: власти пытаются скорректировать цены на топливо
Лента новостей
По словам вице-премьера, они планируют изменить демпфирующий механизм, который используют, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо
Российское правительство принимает меры для сдерживания роста цен на топливо в следующем году, заявил вице-премьер Александр Новак в интервью РБК.
По данным центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса и Федеральной антимонопольной службы, в этом году розничные цены на 92-й бензин выросли на 7,8%, на 95-й — на 7,6%. При этом Росстат зафиксировал рост цен на 8,7%.
По словам Новака, разработаны предложения о корректировке демпфирующего механизма. Демпфер в России используют, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Вот как комментирует ситуацию президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Московской топливной ассоциации «Как бы ни менялись оптовые цены, розничные цены будут меняться в пределах инфляции, и это самое главное противоречие, которое наблюдается в нашей отрасли, делает разбалансировку в отрасли и приводит ко всем этим неприятностям. Чтобы отрасль работала нормально, надо сделать так, чтобы и оптовые цены тоже менялись где-то в пределах инфляции. Эту роль выполняет демпфер, к сожалению, демпфер несовершенен. Мы предлагали, ФАС предлагала другие, более радикальные решения, но правительство остановилось на том, о чем сказал Александр Валентинович, — на снижении увеличения индикативной цены не на 5%, а на 3%, но, правда, увеличивается коэффициент компенсации с 0,68% до 0,83%, это существенно. Скорее всего, в этом смысле это будет работать чуть лучше, чем в этом году, но он все равно не компенсирует полностью разницу между экспортным паритетом и внутренними ценами, поэтому могут быть нюансы, как всегда».
Рост розничных цен на топливо удастся сдержать в рамках инфляции, однако независимые АЗС вновь будут терпеть убытки, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Я ожидаю инфляцию в районе 5-5,5% по итогам года, примерно на столько же вырастет и бензин. Меры, которые были озвучены Новаком, — это не меры, а некая плановая история, как они работают уже с 2019 года, ничего не меняется. Убытки в розничном секторе, которые компании имели на протяжении этого года, будут в конце концов компенсированы налоговым вычетом, а заправки независимые ничего не получат, хотя тоже убытки терпели. Это вредный и дискриминационный механизм, который работает в пользу крупных компаний».
В этом году крупные нефтяные компании получат из бюджета рекордные выплаты по демпферу. Они могут составить 650 млрд рублей, что более чем вдвое превышает выплаты за 2019 год. Рост связан с подорожанием нефти, что привело к подорожанию топлива на внешних рынках. Кроме того, в этом году выплаты по демпферу на авиакеросин в размере почти 7 млрд рублей впервые получили авиакомпании.
Общие же бюджетные субсидии НПЗ в этом году могут составить 1,25 трлн рублей: помимо демпфера сумма включает обратный акциз на нефть и инвестиционную надбавку к нему. Однако, несмотря на рекордные выплаты в этом году, при ценах на нефть выше 80 долларов за баррель демпфер в нынешнем виде с трудом справляется со сдерживанием цен, поскольку разница между внутренними и экспортными ценами становится слишком велика.