16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8202
  • RTS1189.38
10 апреля 2010, 11:57 Криминал
Спецпроект: Месяц Франции

Убийственная выставка в Музее дОрсэ

Лента новостей

В одном из главных музеев Парижа открылась посвященная гильотине выставка. Уникальная экспозиция называется Crime et Chatiment. Это французское название романа Достоевского «Преступление и наказание».

До того, как парижская площадь Согласия обрела свое нынешнее имя, на ней стояла гильотина. Гравюра с изображением казни Людовика XVI
До того, как парижская площадь Согласия обрела свое нынешнее имя, на ней стояла гильотина. Гравюра с изображением казни Людовика XVI

Виктору Гюго принадлежит знаменитая фраза: «К смертной казни можно относиться с определенной долей равнодушия — пока собственными глазами не увидишь гильотину». Только французу могла прийти в голову подобная мысль, ведь именно француз Жозеф Игнас Гильотин изобрел это орудие казни в 1789 году. И кому, как ни французам, могла прийти в голову парадоксальная мысль устроить художественную выставку, посвященную гильотине, в одном из главных музеев Парижа, Музее д'Орсэ, всемирно известном своей коллекцией импрессионистов. Назвали уникальную экспозицию Crime et Chatiment, так по-французски звучит название романа Достоевского «Преступление и наказание».

Последний раз голова, отрезанная ножом гильотины, покатилась 33 года назад, в 1977 году, во дворе марсельской тюрьмы; «чести» стать последним гильотинированным преступником удостоился серийный убийца и насильник. А в 1981 году смертная казнь вообще была отменена во Франции. Это произошло во многом благодаря усилиям тогдашнего министра юстиции Робера Бадинтера (Robert Badinter). Когда-то молодым адвокатом Бадинтер впервые увидел казнь на гильотине, и с тех пор превратился в страстного противника высшей меры наказания.

Не удивительно, что Бадинтер стал инициатором выставки в Музее д'Орсэ. Главным экспонатом является собственно «вдова», как французы с загробным юмором когда-то называли гильотину. Найти этот экземпляр высотой почти 5 метров оказалось непростым делом. Вместе с куратором выставки Жаном Клером бывший министр проинспектировал множество пенитенциарных заведений, пока они не наткнулись на хорошо сохранившийся экземпляр в старом армейском бункере. Две других дошедших до наших дней гильотины привезены из бывших французских колоний и составляют часть экспозиции в Национальном музее тюрем в Фонтенбло.

На выставке «Преступление и наказание» зловещий главный экспонат дополняют 450 собственно художественных работ, включая скульптуры Родена и картины Дега. Все они объединены темой смерти, казней и безумия. Устроители выставки полагают, что экспонаты помогут французам и туристам со всего мира лучше разобраться в отношении к такой неоднозначной в наши дни теме, как право одних людей лишать жизни других.

Сегодня уже мало кто помнит, что мотивы, вдохновившие изобретателя и его заказчиков на внедрение нового метода смертной казни, были исключительно гуманитарного свойства. Великая французская революция, провозгласившая в качестве одной из своих главных целей «равенство», хотела добиться равных условий для всех и перед лицом смерти. Все прежде существовавшие на тот момент виды законного смертоубийства были признаны варварскими. Лишь гильотина обеспечивала быстрый, относительно безболезненный, а главное — совершенно одинаковый для принца и для нищего способ ухода из жизни.

Это уже потом стало понятно, что новый «гуманный» вид казни помог революционерам более эффективно осуществлять массовый террор. Как сказал в интервью газете Le Figaro куратор экспозиции «Преступление и наказание» Жан Клер, «именно точность и простота в использовании сделали гильотину началом массовой индустрии смерти».

Революционеры воздвигли гильотину прямо на центральной площади, ныне именуемой площадью Согласия, а до революции носившей имя Людовика XV. Здесь сложили головы внук Людовика XV, Людовик XVI, его августейшая супруга Мария-Антуанетта и множество других, менее именитых французов. От площади Согласия — рукой подать до Музея д'Орсэ, и эта географическая близость, делает неожиданную выставку еще более запоминающейся.

Кстати, о символах технического прогресса, каковым в 18 веке считалась гильотина. Музей д'Орсэ располагается в историческом здании одноименного железнодорожного вокзала, также символизировавшего прогресс в момент его открытия в 1900 году; он стал первым в мире электрифицированным вокзалом.

Экспозиция «Преступление и наказание» открыта до конца июня.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию