«Ъ»: в России могут ввести единую систему для борьбы с подменными номерами сотовой связи
Лента новостей
По информации газеты, соответствующий контракт заключили в конце 2021 года, но техническая документация и сроки засекречены. Как система может отразиться на бизнесе?
Обновлено в 21:20
В России может появиться государственная система борьбы с подменными номерами сотовой связи. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на портал госзакупок. Подведомственный Роскомнадзору «Главный радиочастотный центр» заказал исследование системы блокировки звонков с подменных номеров телефонов.
Контракт был заключен в конце декабря 2021 года, однако информация о том, кто стал победителем тендера, засекречена. В открытом доступе нет и технической документации, конкурс проходил в закрытом режиме. Сроки исполнения тоже не разглашаются. Известно лишь, что сумма контракта составляет 8,2 млн рублей.
Как рассказал Business FM шеф-редактор Агентства кибербезопасности Анатолий Саутин, принцип работы разрабатываемого сервиса заключается в том, что он должен быть установлен как в сети оператора, принимающего звонки, так и в сети оператора с исходящим звонком. При этом новый сервис может значительно ударить по бизнесу:
— Это специальная программа, созданная для бизнеса, которая позволяет компании отслеживать лидогенерацию, то есть определять, какой клиент с какого региона по какому протоколу обращается за той или иной услугой. Есть программа, которая позволяет с помощью SIP-телефонии переделывать коды, соответственно, подменять эти номера. Эта компьютерная программа никоим образом не влияет негативно на качество связи, а просто определяет, с какого сайта, с какой страницы сайта, с какого региона клиенты обращаются в компанию за какой услугой. Это чисто для удобства, для внутреннего использования. Ею может воспользоваться любой человек. Подменный номер — это несуществующий номер, потому что использование настоящих номеров — дорогое удовольствие. Что касается мошенников, это гигантская проблема, исследования по созданию защитных сервисов — такая политическая воля, призванная начать борьбу с телефонными мошенниками, потому что уже об этом вся страна шутит.
— Операторы сами себя блокируют, зачем некая централизованная система, которую заказывает Роскомнадзор?
— Они хотят разработать это для всего рынка, установить так, чтобы эта система синхронно работала у всех операторов. Если она работает у одного оператора, а у другого не работает, это активирует подменные. Сотни тысяч российских граждан, прежде всего незащищенных, страдают от телефонных мошенников. Это тоже стало национальной проблемой в стране. Если разрабатываемая технология будет внедрена, она ударит по бизнесу. С точки зрения того, что сделает сложным анализ и сбор данных по потребителям, по клиентам компании, а это очень большой рынок, многомиллионный, компаниям придется использовать западные сервисы, это будет стоить дороже.
Большинство федеральных операторов внедрили собственные системы блокировки подозрительных звонков.
Как рассказал Business FM пресс-секретарь компании МТС Алексей Меркутов, большую часть звонков с подменных номеров удается сегодня отсекать с помощью антифрода:
— Мы блокируем подменные вызовы в том числе из-за рубежа с помощью собственной, разработанной специально для этого антифрод-системы. Ежедневно это решение блокирует более 60 тысяч попыток звонков с использованием подменного номера, когда абонентам звонит, например, псевдосотрудник банка или оператора какой-то компании, чтобы подтвердить какую-то операцию. Чаще всего почти всегда звонок с подменным номером блокируется до момента, как его получает абонент, то есть, простыми словами, на лету.
— Сколько тысяч не успевают блокироваться и приходят на телефоны абонентов?
— Самым правильным сравнить ситуацию, которая была в конце 2019 — начале 2020 года, когда только появились подменные номера, и их было огромное количество по разным причинам. Где-то в течение месяца-двух операторы, банки и Минцифры совместно разработали ряд антифрод-систем, которые на текущий момент звонки с подменных номеров победили, наверно, не ошибусь, если скажу, на 95-97% точно, остаются эти 3-5% на новые изощренные способы тех, кто пытается это делать, и на то время, которое необходимо операторам и IT-специалистам, чтобы эти способы также побороть.
— Зачем понадобилось Роскомнадзору создавать такую систему?
— Регуляторы с этой проблемой вместе с операторами и другими компаниями борются с самого начала, и это тот случай, когда это идет на пользу всем — и компаниям, и абонентам. И на самом деле регулятор сейчас последовательно продолжает бороться с этим вместе с операторами, и, наверное, с этим связано, с последовательностью действий и желанием искоренить проблему окончательно.
Большая четверка мобильных операторов подтвердила, что уже использует для блокировки таких звонков систему антифрода. Правда, в «Вымпелкоме» Business FM заявили, что «тестируют схожую систему защиты». МТС удается блокировать до 600 тысяч звонков с подменных номеров в день, «Мегафону» — полмиллиона. Как отметил представитель МТС, пользователи защищены в среднем на 95-97%.
Tele2 сотрудничает со «Сбером» и Тинькофф банком, с которыми они обмениваются данными о запросах, говорит пресс-секретарь оператора Дарья Колесникова. В ближайшее время они начнут сотрудничать еще с двумя крупными банками:
Дарья Колесникова пресс-секретарь Tele2 «Она определяет разные виды антифрод-коммуникации, это в том числе звонки клиентам банков с подменных номеров и звонки в кол-центр банка с подставных клиентских номеров. Ну и соответственно при поступлении подозрительного звонка платформа оператора связывается с банком, и если человеку звонят якобы с номера банка, и если наше решение со стороны банка не подтверждает звонок, значит, вызов идет от мошенников. И в таком случае банк может оперативно заблокировать транзакцию атакуемого клиента и не допустить, таким образом, несанкционированный перевод средств со счета. Очень важно, чтобы максимальное количество участников рынка присоединилось к этому решению. Чем больше участников рынка, в том числе фиксированных операторов, участвуют в пилоте, потому что пока что они не установили это решение, тем лучше и эффективнее мы сможем защитить наших клиентов»
Большинство федеральных операторов давно внедрили собственные системы блокировки подозрительных звонков. Но единой системы блокировки в настоящее время в России не существует, при этом в стране действует ответственность за невыполнение этого требования. Соответствующие изменения в законодательстве подписал президент России Владимир Путин в конце 2021 года. Теперь для операторов предусмотрены административные штрафы в размере до 1 млн рублей.