Будут ли дожидаться «вторжения»? Георгий Бовт о санкционных спорах
Лента новостей
В США и ЕС обсуждают различные варианты санкций в отношении РФ. Готова ли к ним Москва и может ли ситуация перейти в принципиально другое состояние?
Евросоюз продолжает обсуждать разные сценарии введения новых антироссийских санкций на случай обострения ситуации вокруг Украины, а также на случай, как пишет агентство Bloomberg, «ограничения поставок» газа, спровоцированных Москвой. Также ограничительные меры могут быть введены в случае кибератак или неких «кампаний по дезинформации».
При этом агентство отмечает, что страны ЕС пока не пришли к единому мнению относительно того, какие именно санкции и когда именно стоит вводить против РФ. 24 января Германия во время обсуждений санкций сняла с рассмотрения вопрос об отключении России от SWIFT. В то же время импорт нефти и газа остаются предметами обсуждения как основные возможные рычаги давления на Москву. Свой пакет санкций готовит и Америка. Как далеко может зайти эскалация санкционной риторики и соответствующих действий?
Русские танки еще не рвутся к Мариуполю и Харькову, авиация не бомбит Киев, а морской десант не высаживается в Одессе. И даже министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба выступает совершенно вразнобой с американскими коллегами. Те говорят, что вторжение русских «неминуемо», а он заявляет, что количество российских войск, расположенных вдоль границы с Украиной, недостаточно для полномасштабного вторжения, и этим войскам не хватает каких-то важных показателей и систем.
Однако от санкционных угроз уже рябит в глазах. Как будто невидимый дирижер сознательно поставил задачу взять Кремль «на слабо». При этом в публикациях западных солидных изданий все труднее отличить, где имеет место «добросовестная утечка информации», а где — сознательный вброс в контексте информационной войны и давления на оппонента. Так, представители администрации США говорят об «обнадеживающем сближении» позиций с европейскими союзниками по поводу санкционных действий, особенно в том, что касается финансовых санкций. Судя по всему, речь идет о согласовании списка конкретных банков и целей финансовых транзакций, подлежащих эмбарго.
Помимо финансовых санкций, США и ЕС также обсуждают меры экспортного контроля, чтобы лишить Россию чувствительных технологий, включая энергетический сектор. Также появился относительно новый для внутриевропейских дискуссий тезис о возможных ограничениях на конвертацию валюты. С другой стороны, Германия добивается, либо уже добилась того, чтобы по крайней мере расчеты за энергопоставки были выведены из-под санкционного удара, в случае блокировки долларовых корсчетов. При этом в случае худшего сценария, «Северный поток — 2» из-под санкций выведен не будет. И именно поэтому в Евросоюзе родилась идея придумать какие-то отдельные ограничительные меры против России на случай, если она сама прекратит поставки газа. Что выглядит по-своему абсурдно: если Запад действительно верит в массированное вторжение на Украину, то как можно гарантировать газовый транзит через поле боя?
Что касается Германии, основного торгового партнера России в Европе, то она, как уверяет агентство Bloomberg, «подписалась» на следующие санкции: полная заморозка активов и запрет на расчеты с группой ведущих российских банков. Очевидно, тех 12, что перечислены в соответствующем американском проекте санкционного закона.
Также в числе мер новые ограничения на обращения суверенного долга России; санкции против крупнейших госкорпораций, включая делистинг с западных бирж, отдельные импортные ограничения на поставки металлов и химической продукции; экспортные ограничения на поставки предметов роскоши и высокотехнологической продукции; ужесточение экспортного контроля за товарами двойного назначения; ограничения на инвестиции в Россию. Ну и дежурные санкции против отдельных крупных предпринимателей. В принципе, почти все эти меры уже упоминались ранее, и в Москве к ним, судя по всему, морально готовы, включая экспортный контроль в духе самых махровых лет холодной войны.
Что касается Америки, то там, видимо, также собираются задействовать, помимо финансовых санкций, еще и ужесточение экспортного контроля, который может охватить все сколь-либо продвинутые технологии. При этом Белый дом может не дожидаться, пока конгресс примет один из подготовленных там законопроектов. Тем более что все полномочия на сей счет были вручены законодателями администрации еще ранее. В самом конгрессе споры между демократами и республиканцами сводятся, по сути, лишь к тому, дожидаться ли так называемого «вторжения на Украину», как предлагают демократы, или же уже сейчас ударить по банкам, «Северному потоку — 2», а заодно отключить страну от SWIFT, как сделали с Ираном — на этом настаивают республиканцы.
В этой ситуации даже некий условно ограниченный пакет мер от Белого дома может показаться меньшей степенью санкционного безумия. Впрочем, на фоне нарастающего кризиса в российско-американских отношениях, когда они уже вплотную подошли к полному разрыву, в Москве уже никто не станет разбираться в оттенках этого безумия. Возможно, будет даже избран вариант «опрокидывания стола», чтобы ввергнуть ситуацию уже принципиально в другое состояние. На этом фоне предоставление российскому космонавту Николаю Чубу американской визы для тренировок в США, в которой ему раньше было отказано из-за поездки на отдых в Крым, кажется почти исключительным по нынешним временам проявлением здравомыслия. Ну, хоть в космосе оно есть.