16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.74 / ₽ 8003
  • RTS1128.26
2 февраля 2022, 23:58 Политика

Почему Кремль сдержанно реагирует на жесткий ответ НАТО? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Ответ Вашингтона и альянса опубликовала El Pais. И ответ этот был ожидаем. На что рассчитывал Кремль, выдвигая такие требования по гарантиям безопасности, и какой теперь будет его реакция?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Испанская газета El Pais опубликовала полный текст ответа США и НАТО на предложения России по безопасности, утверждая, что документы подлинные. Как следует из этих бумаг, ни одно предложение Москвы не было поддержано в полной мере. Судя по этим документам, Запад готов продолжать диалог, но при условии деэскалации ситуации вокруг Украины, то есть отвода российских сил от украинской границы. США готовы также говорить об ограничении размещения ракет средней и меньшей дальности и о новом соглашении в области контроля над ядерными вооружениями взамен ДСНВ. Какой может быть развернутая реакция Москвы?

Хотя ни Москва, ни Вашингтон не подтвердили подлинность документов, опубликованных El Pais, там нет сенсаций, разве что некоторые детали предлагаемых переговоров по вооружениям. Отказ Запада идти на уступки по ключевым вопросам — нерасширения НАТО и отката его инфраструктуры на позиции 1997 года — был озвучен изначально. Как и отказ давать юридические гарантии. Не стали неожиданностью и встречные претензии к России: вывести войска из Крыма, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Они ровно так же заведомо невыполнимы. Но из этого только отвод войск от границ с Украиной сейчас рассматривается Западом в качестве предусловия для дальнейших переговоров.

Можно спорить о мотивации авторов ультиматума МИД РФ от 17 декабря. Согласно одной версии, опрокидывание стола и предъявление невыполнимых требований могло быть попыткой взорвать ситуацию, в том числе разрубить гордиев узел в Донбассе на фоне невыполнимости для Киева Минских соглашений. Согласно другой версии, Москва применила принцип «требуй невозможного, чтобы получить хоть что-то». Если верна вторая версия, то тактический успех налицо: Запад готов разговаривать по вопросам, по которым еще недавно говорить отказывался. Если верна первая версия, то ситуация, прежде чем пойти на поправку, станет значительно хуже.

Развернутого ответа Москвы пока нет. Лишь Владимир Джабаров, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам, заявил, что «ответ США и НАТО поражает своей наглостью и безответственностью».

Многие ждали реакции Владимира Путина. Однако по итогам переговоров в Москве с венгерским премьером Виктором Орбаном он был сдержан. Президент указал, что Запад проигнорировал главные требования России, которую раньше уже «кидал», обещая не расширять НАТО. В то же время Путин не стал упоминать никаких военно-технических «контругроз» и выразил надежду на решение споров дипломатическим путем.

Дмитрий Песков в свою очередь счел нужным отметить, что «Путин со сдержанным оптимизмом говорил о возможности решения проблемы о гарантиях безопасности для России при наличии желания со стороны США и НАТО». До сих пор словосочетания «сдержанный оптимизм» в Москве в этом контексте не употребляли.

Уже не звучит и оценка переговоров по разоруженческой тематике как «забалтывание» диалога по ключевым вопросам. Не намек ли это на готовность «распакетить» требования от 17 декабря, про которые до сих пор говорилось, что это не меню в ресторане, где можно выбирать.

Возможно, развернутая реакция появится после визита Владимира Путина на открытие зимней Олимпиады в Пекине. По итогам переговоров с Си Цзиньпином может быть принято некое «совместное заявление о международных отношениях». На словах КНР уже поддержала Россию, в том числе в контактах с США по части гарантий по безопасности. Однако такая поддержка не означает ни военного союза, ни пока даже отказа от соблюдения антироссийских санкций.

В свою очередь США демонстрируют готовность делать акцент уже на военную составляющую. В Польшу и Румынию направляются до 3 тысяч военнослужащих. Идут массированные поставки вооружений Украине. Это определенный сигнал.

Встает вопрос, не станет ли для Москвы «потерей лица», если она пойдет на «распакечивание» своих требований? Если говорить о внутренней аудитории, то тут нет никакой проблемы. Российский обыватель ни сном ни духом не жаждет войны и будет рад любой разрядке, не вникая в подробности. Он удовлетворится сообщениями, что Америка пошла на разговор по темам, по которым раньше отказывалась. В чем есть доля истины. Что касается внешней аудитории и известного принципа, что «великие державы не блефуют», то хотя бы факт демонстрации особых отношений с Пекином и особенно в случае его готовности торпедировать американские санкции может быть выдан за успех российской дипломатии.

Впрочем, это все равно не снимает вопроса об урегулировании в Донбассе. И если теперь, пусть даже уведомив неформально Вашингтон, Москва пойдет на признание самопровозглашенных ЛНР-ДНР, то это не только похоронит Минский процесс, но и в краткосрочном плане может привести к эскалации ситуации вплоть до военного конфликта. Хотя бы ограниченного. Это может стать определенным катарсисом нынешнего кризиса. Полностью все политические и экономические последствия тут просчитать невозможно. Однако изначально на фоне предъявления Западу ультимативных требований было понятно, что такая игра на обострение и не предполагает полного просчета всех последствий. Что попросту невозможно. Она предполагает действия согласно наполеоновскому принципу: «Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию