ЦБ подготовил несколько законопроектов о криптовалютах
Лента новостей
Ожидаемо регулятор предлагает их запретить. Минфин при этом предлагает регулировать эту сферу. Но даже в этом случае цифровые деньги могут использоваться для нелегальных операций
В этом году началось публичное противостояние Центробанка и Минфина по поводу криптовалюты. Первый считает, что ее оборот надо полностью запретить. Мнение второго — нужно регулировать.
Интересно, что, согласно концепции правительства, Минфин и ЦБ к 18 февраля должны были вместе подготовить законопроект о регулировании криптовалют. Но подготовил пока только ЦБ. И не о регулировании, а о полном запрете выпуска и оборота таких активов. А за нарушения — штраф до миллиона рублей.
В Минфине ответили, что инициативы ЦБ приведут к тому, что возникнет подпольный рынок. Хотя он и так существует — крипту используют или просто те, кто не хочет светить свои операции, или преступники — для того чтобы продать или купить что-то запрещенное или спрятать взятку.
К слову, любой запрет не только провоцирует развитие черного рынка, но и отчасти обеляет его. К примеру, операции в криптовалютах, которые сейчас не разрешены, но и не запрещены, в случае введения ответственности, особенно уголовной, станут менее выгодными, отмечает директор АО «Промышленные криптосистемы» Михаил Чеканов.
Михаил Чеканов директор АО «Промышленные криптосистемы» «Значительно повысится стоимость ввода и вывода денег, то есть риски для всех участников этого процесса вырастут на порядок, соответственно, стоимость и потенциальный ущерб от этих операций тоже вырастет очень значительно. На данный момент есть огромное количество совершенно открыто действующих точек во всех крупных городах, не говоря уже о Москве где их десятки, где можно спокойно обменять нал на криптовалюту, и наоборот. Соответственно, они все будут вынуждены уйти в подполье, либо получить лицензию и переквалифицироваться уже в традиционные финансовые организации».
Скоро парламент может окончательно принять закон, по которому со счетов чиновников будут изымать лишние деньги, если суммы превышают доход за три года и госслужащие не смогут объяснить происхождение средств. Но известно, что такие активы чиновники стараются не хранить в банках, тем более в российских, да и в зарубежных — с учетом обмена информацией между странами — тоже опасно. А вот криптовалюта — для них идеальный вариант. Нелегально заработанные деньги обычно получают наличными. Затем чемоданы с купюрами привозятся по энному адресу. Там в обмен на кеш вручается аппаратный криптокошелек. А проще говоря — флешка. И точно так же деньги выводятся со счетов. И, возможно, полковник Захарченко сейчас раскаивается, что хранил миллиарды в квартире, а не на анонимном кошельке. Это только один способ. Можно купить биткоины через телеграм-боты, рассказывает генеральный директор агентства «Крипто-А» Алена Нариньяни.
Алена Нариньяни генеральный директор агентства «Крипто-А» «Это выглядит примерно так: ты пишешь в телеграм-боте сообщение о том, что ты хочешь купить крипту, показываешь свой кошелек, в котором ты никакой верификации не проходил и твоего паспорта там нет, переводишь деньги с карточки на бота, а тебе на кошелек приходит крипта. Все. Кого наказываем? Человека, который со своей карточки непонятно за что отправил деньги, там же не описано, что за покупку криптовалюты. За то, что человек просто поинтересовался криптовалютой? Как мы будем это делать?»
И конечно, те, кто совершает такие операции, вряд ли будут пользоваться легальными криптокошельками через банки, как предлагает Минфин. Кстати, интересный момент. Банки подчиняются не Минфину, а ЦБ. И как справиться с такой коллизией, когда регулятор против оборота крипты, а отвечать придется именно ему, непонятно. И лишь в одном позиции ЦБ и Минфина совпадают. Оба против того, чтобы крипта была платежным средством, оно у нас только одно — рубль. Значит, криптовалюта, если ее узаконят, станет еще одним инструментом для игроков. Казино — купил биткоин по курсу в 40 тысяч долларов, продал по 60. А, может, по 20 тысяч, потеряв половину. Как волатильная фишка ляжет.