Первый санкционный пакет Запада за признание ЛНР и ДНР. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Антироссийские санкции по горячим следам оказались больше номинальными, но в этом есть своя логика — не ходить сразу с больших политических козырей, считает политолог
Евросоюз, Великобритания и США разработали первые санкции против России в ответ на признание ЛНР и ДНР. В частности, Лондон ввел ограничительные меры, включая заморозку активов, против пяти банков, включая банк «Россия» и Промсвязьбанк, против предпринимателей Геннадия Тимченко и братьев Ротенбергов, а также против депутатов Думы и Совфеда, голосовавших за признание ЛНР и ДНР. Вашингтон в качестве первого оперативного шага ввел санкции только против самих ЛНР и ДНР и тех, кто будет иметь с ними дело. ЕС подготовил санкции против более чем трех сотен физических лиц — явно по аналогии с Великобританией — и нескольких банков. Как дальше может пойти развертывание санкционных мер?
Самой предсказуемой и яркой, если можно так выразиться, в европейском санкционном пакете оказалась приостановка Германией процесса сертификации газопровода «Северный поток — 2». К этому дело шло еще после победы осенью прошлого года нынешней правящей коалиции, где «зеленым», последовательным противникам газопровода, достался пост министра иностранных дел. По мере разрастания кризиса вокруг Украины судьба проекта становилась все более туманной. А теперь появился повод и вовсе отложить его до лучших времен, а именно до той поры, когда и если газотранспортная система Украины придет в полную негодность. Нынешнее решение удовлетворит сразу многих принципиальных противников проекта. Ангела Меркель, может, его даже и в нынешней обстановке как-то отстояла бы, но для нового канцлера Олафа Шольца задача тратить свой начальный политический капитал на такие сверхусилия вообще не стояла. Зато теперь будут довольны поляки, изначально выступавшие против. США смогут расширить европейский рынок для своего СПГ. Украина получит сатисфакцию хотя бы взамен того, что Берлин отказывается поставлять ей вооружения. Ну а ЕС в целом отметился показательной мерой солидарности с США, по которой ранее у них были споры.
Что еще бросается в глаза при обзоре нынешнего предварительного санкционного пакета Европы, так это его относительная сдержанность на фоне тех резких заявлений политиков, которые последовали сразу за соответствующими указами Путина. Так, Великобритания, вопреки своим же угрозам самыми страшными карами типа прекращения поставок запчастей для Porshe и Rolls-Royce и запрета на въезд так называемых олигархов, ограничилась санкциями против пяти банков, из которых крупных только два, и те давно под эмбарго. А также против нескольких крупных предпринимателей, которые уже давно и так под санкциями. Еще против десятков депутатов, которым это неприятно, но не смертельно. Предварительно проработанные меры со стороны ЕС, про которые пошли утечки, тоже не назовешь ни секторальными, ни слишком жесткими. Но даже такой пакет, по некоторым сведениям, вызвал возражения, по крайней мере со стороны одной страны-члена — Венгрии.
Из США сигналы, хотя и анонимные в форме утечек в прессу, последовали еще в первые часы после решения Совета безопасности России — сигналы о том, что признание ЛНР и ДНР не рассматривается Белым домом пока как именно «массированное вторжение», за которым должно последовать суровое «наказание». Мол, русские войска «все равно там уже были восемь лет».
Главная причина, по которой санкции Запада по горячим следам оказались относительно сдержанными и не сильнее, чем в 2014-2015 годах, может быть выражена фразой: «В обойме должны оставаться патроны». Если сейчас выкатить все кары, которые в то же время не нанесут неприемлемого ущерба для экономики той же Европы, то чем же реагировать в случае дальнейшей эскалации? Притом что никто не знает, будет она или нет.
Пока, уверяет Москва, регулярные части армии России только собираются войти в Донбасс на основании решения Совета Федерации. Будет ли это воспринято как «эскалация»? Вряд ли. Это уже «заложено в цену вопроса». Может ли последовать эскалация, если нынешняя артиллерийско-минометная перестрелка будет продолжена, но уже при открытом участии российских войск и с большой вероятностью перерасти в более масштабные боестолкновения их с ВСУ?
Скорее всего, да, что вызовет новую порцию санкций, тоже дозированную. Пока решимость Зеленского противодействовать силой тому, что Киев называет «агрессией России», совсем не очевидна. Зато предложен разрыв дипотношений. Хотя объективно избавление от Донбасса как «чемодана без ручки» и сваливание вины за разрыв Минских соглашений на Москву Киеву не так уж невыгодно.
Если же российские войска пересекут нынешнюю линию соприкосновения с ВСУ, то это будет сочтено тем самым «массированным вторжением». И неважно, если оно будет даже спровоцировано силами ВСУ.
Что же касается хода дальнейших переговоров с США по ключевым вопросам гарантий безопасности — нерасширения НАТО, внеблокового статуса Украины и сворачивания инфраструктуры альянса на позиции 1997 года, то Москва всячески дает понять, что не отступится от своих требований от 17 декабря прошлого года. И именно в этом контексте вхождение Украины в НАТО, равно как и расширение на ее территорию военной инфраструктуры альянса без ее туда вхождения, рассматривается нынешним руководством России — даже вне зависимости, право ли оно в этом объективно или нет, — как экзистенциальная угроза безопасности страны. А когда речь идет об угрозах такого уровня, то вопрос об экономической цене противодействия таковым вообще не стоит. Она может быть любой. В этом смысле готовность Москвы пойти на риск столкнуться с гораздо более суровыми санкциями может быть даже выше, чем готовность Запада такие санкции применить в полном объеме.