16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
10 марта 2022, 14:32 Компании
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Активы ушедших из России компаний могут продать или даже национализировать

Лента новостей

Минэкономики готовит законопроект, который прямо называет два условия, когда в западных компаниях может быть введено внешнее управление. Во-первых, если прежнее руководство фактически прекратило управление организацией; во-вторых, это действия менеджмента или собственников компании, которые могут привести к необоснованному прекращению ее деятельности, ликвидации или банкротству

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Обновлено в 16:13

Временная администрация — торги — новый собственник: такой сценарий ждет компании с иностранным участием, которые уходят с российского рынка. Это должно предотвратить их предумышленное банкротство и потерю большого числа рабочих мест, считают власти.

Накануне секретарь генсовета «Единой России» Туряак Турчак предложил национализировать производства зарубежных компаний, покидающих Россию. Он назвал это крайней мерой, но подчеркнул, что «ударов в спину мы не потерпим, а наших людей — защитим».

Правительственная комиссия по законодательству поддержала идею «Единой России», но в части введения внешнего российского управления на такие иностранные предприятия с последующей реализацией акций на торгах, а в случае провала торгов — и с передачей пакетов на баланс России.

Минэкономики фактически забрало эту тему у «ЕР» и сейчас само готовит законопроект. Документ прямо называет два условия, когда в западных компаниях может быть введено внешнее управление.

  • Во-первых, если прежнее руководство фактически прекратило управление организацией «в нарушение требований законодательства Российской Федерации». Об этом может свидетельствовать то, что руководство начиная с 24 февраля этого года покинуло Россию, оставив организацию без управления, либо вывело ее имущество, из-за чего она стала неспособна исполнять свои обязательства.
  • Во-вторых, это действия менеджмента или собственников компании, которые могут привести к необоснованному прекращению ее деятельности, ликвидации или банкротству. Подтверждением могут служить публичные заявления после 24 февраля этого года о прекращении деятельности «в отсутствие для этого очевидных экономических оснований», расторжение с контрагентами договоров, которые имели существенное для деятельности значение, а также извещение более трети сотрудников о предстоящем сокращении.

Если законопроект будет принят, это позволит госкорпорации «ВЭБ» и Агентству по страхованию вкладов оперативно перехватить управление в западных компаниях, а затем «переупаковать» бизнес в новую организацию и продать на открытых торгах. Если же желающих не найдется, то покупателем выступит государство.

Для нового собственника будут установлены обязательные требования: сохранение не менее двух третей рабочих мест и продолжение деятельности, которую ведет организация на территории России, не менее года.

Собственнику дают пять дней на отказ от этого сценария, если он решит продать долю или возобновить работу. Деятельность и работников нужно сохранить. Иначе суд на три месяца назначает временную администрацию. После этого акции новой организации попадают на торги, а старую ликвидируют.

Однако некоторые компании пока никого не увольняют. Например, IKEA объявила, что 15 тысяч сотрудников продолжат работать еще как минимум три месяца с сохранением заработной платы. О временной приостановке работы 850 точек заявили накануне представители McDonald's, но компания обещает продолжать платить зарплату 62 тысячам российских сотрудников. Другие компании платят работникам две трети зарплаты.

Это свидетельствует о том, что часть бизнеса заняла выжидательную позицию и теоретически может возобновить свою деятельность в России. Нужно искать компромиссы, а национализация — это крайний шаг, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

— Национализацию используют крайне редко, в частности большевики в 1918 году. Просто так национализировать нельзя, последуют ответные санкции, а эти предприятия, возможно, они сейчас приостановили свою деятельность и они вернутся. Надо искать какое-то компромиссное решение.

— Власти наши упирают на то, что это позволит сохранить рабочие места и продолжить исполнять обязательства компании в части ее присутствия на рынке, о взаимодействии с контрагентами, поставщиками. Если это все будет введено, это будет работать?

— В большинстве этих компаний работали, как правило, люди достаточно молодого возраста. У нас главная безработица даже в благополучные периоды всегда была среди молодежи. То есть с точки зрения рынка труда эта позиция выглядит гуманно — сохранить, но насколько они могут сохранить вид деятельности, то есть насколько они смогут производить продукцию IKEA? Я, например, думаю, что это маловероятно, если будут и оборудование, и контакты нарушены. Но они не забирают физический каптал, то есть заводы какие-то, это же все физически останется, там можно производить какую-то другую продукцию, может быть, более низкого качества, но тоже аналоговую продукцию. Конечно, это большой плюс для экономики, если пройдет такой маневр, но вот как он будет прослеживаться юридически и какие будут встречные [санкции], это все надо просчитывать на уровне правительства.

К чему это приведет и возможно ли функционирование компаний в новых условиях? Говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс:

— Национализация — это шаг, с моей точки зрения, политический, в меньшей степени социальный, потому что надо занять тех людей, которые там работали, и с точки зрения технологической и эффективности производства я не думаю, что это чем-то послужит. Импортозамещение в таких компаниях, как Apple, когда материнская структура не поставляет ни технологий, ничего, мало что даст.

— Тут еще одно из условий выдвигается: компания может, в принципе, продолжить в той или иной форме функционирование, найти какую-то компанию, которая, например, будет вместо нее осуществлять ремонт и какое-то постгарантийное обслуживание, если это об автодилерах. На ваш взгляд, компании самой проще как поступить в данной ситуации?

— Замена на фронтирующую русскую компанию вариант хороший, но думаю, что не будет поддержан основной массой тех, кто ушел, поскольку это решение политическое. Одно дело, если это было бы решение, связанное с экономическими трудностями. Искать замену, скорее всего, не будут.

— У нас есть какой-то законодательный механизм для этого? Потому что сейчас еще готовится законопроект, который позволит ВЭБ и АСВ перехватить управление в западных компаниях, грубо говоря, переупаковать бизнес в новую организацию, продать на открытых торгах. Или та законодательная база, которая есть, будет достаточной?

— Я не юрист и не могу вам точно сказать, как это будет осуществляться с точки зрения правоприменительной практики, но даже трудовое законодательство очень жесткое, и социально ориентированная Российская Федерация позволяет людей не выкинуть с работы, а, соответственно, перехватить права собственности на какое-то время. А затем Государственная дума, видимо, примет соответствующий пакет законов.

Правительство России занимается проработкой мер, в число которых входит банкротство и национализация имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок, написал в соцсети «ВКонтакте» зампред Совбеза России Дмитрий Медведев.

«Первостепенная задача — не допустить, чтобы люди остались на улице, создать новые производства на основе брошенных в панике иностранными инвесторами. Такой подход объективен и справедлив», — подчеркнул Медведев.

Он также передал привет McDonald's, добавив, что «котлеты и булки, причем отличного качества, мы производить и сами умеем».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин во время заседания парламента призвал правительство сделать так, чтобы на месте McDonald's тут же открывался российский фастфуд:

«McDonald's — это сто процентов российское сырье — заявили о том, что они закрываются. Ну и хорошо, закрывайтесь. Но только завтра там уже должен быть «У дяди Вани». Рабочие места должны быть сохранены, а цены снижены, вот такой подход».

Если Россия начнет конфискацию собственности американских компаний, уходящих с ее рынка из-за событий на Украине, США на это ответят, заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, отвечая на вопрос журналиста, попросившего комментарий по поводу звучащих в России предложений о национализации.

В Кремле заявили, что возможная национализация зарубежных предприятий в России и арест российской недвижимости в ЕС и США повлекут обоюдно негативные последствия.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию